Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Производство И-153

Производство же И-153 в 1939-1941 гг. продолжалось, несмотря на колебания в оценках боевой эффективности самолета.

Всего за 1939 г. завод № 1 построил 1011 экземпляров И-153, из них 918 - для ВВС, 91 - для ВВС ВМФ. В это число входили 50 машин с подвесными баками, 4 - с установкой ракетного оружия, 4 - с турбокомпрессорами, 9 - с мотором М-25В, 13 - с М-63 (остальные строились с М-62). В 1940 г. построено 2382 И-153 и еще 64 машины, преимущественно И-153П, собрано в 1941 г. Таким образом, всего за 1939-1941 гг. построено 3437 самолетов [92, 93].

В Испанию И-153 не попали, но использовались во время уже упомянутом выше сражении на реке Халхин-Гол, а также в Китае.

Во время войны с Финляндией И-153 показали свое преимущество перед финскими «Фоккерами» D-21. Потерн самолетов в воздушных боях были относительно небольшими.

К моменту начала Великой Отечественной войны И-153 вместе с И-16 составляли основу нашей истребительной авиации, хотя считались уже устаревшими машинами. Всего, по состоянию на сентябрь 1940 г., в составе ВВС насчитывалось 1830 экземпляров И-153 с М-62 и 292 истребителя данного типа с М-63, в авиации ВМФ к концу 1940 г. - 279 И-153 с М-62 и 9 с М-63 [94, 95]. В июне 1940 г. командование ВВС решило оснастить все находящиеся на вооружении истребители И-153 и И-16 радиостанциями РСИ-4, однако это требование не учитывало скромных возможностей нашей радиотехнической промышленности тех лет и поэтому не было реализовано.

Пушечные модификации самолета и модификации, оснащенные ракетным оружием, особо ценились. Ввиду снижения боевой эффективности И-153 как истребителя, в плане перевооружения ВВС на 1940 год, подписанном 9 августа 1940 г. ВРИД начальника ВВС КА генерал-лейтенантом Рычаговым, заранее предусматривалось формирование штурмовых авиаполков (ШАП) на И-153, в числе первых - 5-го ШАП в составе Прибалтийского военного округа и 7-го ШАП в составе Киевского особого военного округа [96].

В первые два месяца войны боевые потери летчиков, воевавших на И-153, были ниже, чем на новых истребителях Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, что объясняется хорошим знанием материальной части и техники пилотирования «чайки». Например, когда в августе 1941 г. четверку «чаек», штурмовавших вражескую мотоколонну, атаковала восьмерка Me-109, то по команде ведущего А. Смирнова И-153 приняли новый боевой порядок и в завязавшемся бою сбили два Ме-109, не потеряв ни одного нашего самолета. На И-153 младший лейтенант А. Севастьянов в ночь с 4 на 5 ноября 1941 г. таранил над Ленинградом фашистский бомбардировщик Не-111.

И-153 активно использовался на всех фронтах от Баренцева моря до Черного. Малая посадочная скорость позволяла эксплуатировать его там, где не могли подняться в воздух другие типы истребителей из-за ограниченных размеров аэродромов: на Моонзунде, Ханко, других островах Финского залива. По мере поступления новых самолетов, машины все больше и больше применялись в качестве штурмовиков. При этом на самолетах вместо пулеметов ШКАС устанавливались крупнокалиберные пулеметы БС или пушки ШВАК, под нижним крылом подвешивалось восемь реактивных снарядов РС-82 или бомбы общим весом до 200 кг. В отчете ВВС Балтийского флота за десять месяцев войны (22.06.1941 г. - 22.04.1942 г.) отмечалось: «В течение отчетного периода истребительная авиация (наряду с выполнением основных задач) широко использовалась для штурмовых действий по войскам противника. Более пригодными для этой цели оказались самолеты И-16 и И-153. Они обладают достаточно мощным огнем и являются более живучими, чем самолеты ЛАГГ-3, МИГ-3 и ЯК-1, которые часто сбивались, так как достаточно было одного попадания пулей в систему водяного охлаждения мотора, чтобы вызвать вынужденную посадку самолета... Эффективность оружия при штурмовых действиях велика: средний танк от прямого попадания одного РС-82 загорается, большой моторный бот от прямого попадания одного РС-82 тонет примерно через 3 минуты, от попадания 2-х РС-82 в колонну пехоты насчитывается около 40 солдат убитыми. Пулеметный огонь БС и ШКАС уничтожает автомашины и выводит из строя танкетки» [97].

Этот вывод подтверждается и боевыми действиями на других фронтах. Например, 1 сентября 1941 г. шестерка И-153 из 65-го ШАП атаковала двигающуюся к фронту колонну противника. Несмотря на сильный зенитный огонь, было уничтожено 15 автомашин.

Но успешно применять «чайки» можно было, только если в воздухе не было немецких истребителей, в противном случае они становились легкой добычей «мес-сершмиттов». С конца 1942 г. И-153 начали снимать с вооружения частей действующей армии и передавать в летные училища и тыловые тренировочные подразделения, где они эксплуатировались до 1945 г.

Когда в ноябре 1941 г. решением ГКО СССР силы и средства противовоздушной обороны выделили в самостоятельную часть вооруженных сил - Войска ПВО территории страны, на вооружение истребительной авиации ПВО передали и И-153. По состоянию на 1 января 1942 г. среди 1470 самолетов, числящихся в этом роде войск, насчитывалось 264 И-153. К лету 1944 г. боевую службу несли последние 17 «чаек», списанные в конце того же года [98].

И-153 воевали и по другую сторону линии фронта, в составе ВВС Финляндии. Во время «зимней» войны несколько «чаек» совершили вынужденную посадку на территории противника. Позже они были дове дены до состояния летной эксплуатации. В конце 1941 г., послевторжения финских войск в Карелию, к ним добавились еще три. В ноябре 1942 г. Финляндия закупила в Германии 11 захваченных немцами машин. Их сняли с вооружения в 1944 г.

В настоящее время один И-153 находится в экспозиции Парижского музея авиации. Этот самолет во время войны немцы вывезли во Францию для тренировки своих летчиков.

Фрагмент фюзеляжа «чайки» с аэродрома острова Ла-венсаари, где И-153 прикрывали прорывающиеся из Кронштадта и Ленинграда в Балтийское море подводные лодки, можно увидеть в Музее обороны Ленинграда.

Одна из воссозданных по чертежам «чаек» в мае 2000 г. в честь празднования 55-й годовщины победы над фашистской Германией была установлена на территории ОКБ им. П.О.Сухого у памятника первому директору и главному конструктору опытного завода №51 Н.Н.Поликарпову. Пусть продолжается связь времен и связь поколений!