Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

«Мессершмитт-109» («Messerschmitt-109»)

Лучший истребитель Второй мировой войны. Его первый полет состоялся в сентябре 1935 года. В течение 10 лет он находился на вооружении Люфтваффе. Даже после окончания войны, в 1945—1948 годах, Ме-109 состоял на вооружении в некоторых странах.

Самолет-истребитель «Messerschmitt-109»

Самолет-истребитель «Messerschmitt-109»


Истребитель Ме-109 впервые получил боевое крещение в Испании, там он был, безусловно, лучшим. Он превосходил советские И-16 практически по всем боевым и техническим показателям. Заслуга Вилли Мессер-шмитта состояла в том, что его самолет имел громадные возможности в модернизации. В других странах появлялись новые самолеты, а немецкая промышленность модернизировала Ме-109, и он на любой исторический момент являлся все равно лучшим. В производстве его себестоимость была невелика. Истребитель Ме-109Е стоил 58 800 рейхсмарок, с двигателем — 85 970. Для сравнения: американский Р-38 имел стоимость 134 284 доллара (437,2 тыс. рейхсмарок).

В мировой и отечественной литературе приводятся противоречивые летно-тактические данные этой машины. Без указания версии самолета показатели становятся бессмысленными. Например, скорость на высоте Ме-109 версии V-1 (одна из первых моделей) составляла 470 км/ч, одной из последних — 720 км/ч и даже несколько выше. Ме-109 был надежен по всем характеристикам. Чаще, чем на других самолетах, немецкие летчики оставались живыми при поражении зенитным огнем, очередью пулеметов или снарядов пушек в воздушном бою: Гюнтер Ралль (275 побед) был сбит восемь раз, но оставался жив. Эрих Рудорфер (222 победы) был подбит шестнадцать (!) раз, девять раз пришлось ему прыгать с парашютом. Подобных случаев было множество.

Самолет Ме-109 (Bf109) выпускался во многих сериях: Bf109 V-1, Bf109 V-3, Bf109 V-4, Bf109 B-1, Bf109 B-2, Bf109 C-1, Bf109 C-1 (1940 г.), Bf109 D-1, Bf109 V-11 (B-08), Bf109 V-13, Bf109 E-1, Bf109 E-3, Bf109 E-4, Bf109 E-1/B, Bf109 E-4/B, Bf109 E-4 Trop, Bf109 E-7, Bf109 T-0, Bf109 T-2, Bf109 E-1 и др.

На истребителях устанавливались различные двигатели: RR Kestrel V мощностью 518 кВ (695 л. с.); моторы Jumo 210 серий D, Dа, Ga (Jumo 210A имели мощность 449 кВ, или 610 л. с.); моторы серий 610 -DB601A, мощностью 716 кВ (960 л. с.); DB601Аа мощностью 876 кВ (1175 л. с.); D601N мощностью 850 кВ (1200 л. с.); DB601A-1 мощностью 820 кВ (1100 л. с.). Устанавливались также другие двигатели. Истребитель Ме-109 представлял собой цельнометаллическую конструкцию. Фюзеляж имел балочно-стрингерный тип. Семь шпангоутов в хвостовой части являлись, кроме того, частями обшивки. Широкие шпангоуты-полукольца соединялись между собой при помощи крепежа, они для этой цели имели отбортовку. К продольным элементам относились стрингеры-лонжероны. Соединение шпангоутов (обшивки с лонжеронами-стрингерами) заклепочное. Броневая плита (8 мм), расположенная за спиной летчика, являлась также силовым элементом конструкции — усиленным шпангоутом. Вторая бронеплита толщиной 8 мм защищала летчика сверху.

Фюзеляж самолета имел относительно небольшой «мидель». Не случайно советские летчики называли Ме-109 «худым». Заднее, костыльное колесо в полете не убиралось, однако это не влияло на летные характеристики самолета. Крыло самолета — трапециевидной формы. Силовыми элементами являлись: два лонжерона, четырнадцать нервюр, стрингеры и работающая обшивка. В крыле размещались убранная стойка, шасси, огневая точка (для некоторых версий самолета), бензиновый бак. Стрелковое вооружение истребителя составляли 2 пушки (20 мм) и 2 пулемета (7,92 мм). Они располагались над двигателем по обе стороны — пулемет MG-17 и в крыльях. На многих вариантах устанавливалась пушка, стрелявшая через вал двигателя. Самолет мог нести бомбу 250 кг.

В победный май 1945 года допрашивался соответствующими советскими структурами один из самых выдающихся асов всех времен Эрих Хартман. Он оказался «заключенным послевоенного времени» наравне со всеми солдатами вермахта, сложившими оружие после получения приказа своих начальников. Он был осужден к заключению сроком на 25 лет «за нанесенный материальный ущерб» — 352 сбитых в воздушных боях самолета, из них 346 — советских. Фактически его осудили за то, что он очень хорошо воевал. На вопрос: «Чем вы объясняете большое количество своих побед?» он ответил: «Летать я начал в 10 лет. В 16 был уже инструктором. Но ни один выходящий на бой, как бы опытен он ни был, не может побеждать длительное время, сражаясь деревянным мечом. Очень многое зависит от оружия. Мне повезло. С первого боя я сражался при помощи наиболее грозного оружия воздушной войны — истребителя „Мессершмитт-109"».

Этот истребитель признан самым лучшим самолетом Второй мировой войны. Летчики воюющих стран ни на одном самолете не одержали такое большое число побед, как на «Мессершмитте-109».

Э. Хартман одержал победы над советскими летчиками, сражавшимися на самолетах: Як-7, Як-9 — 62 победы, Ла-5, Ла-7 — 136, «Аэркобра» — 76, Ил-2 — 30. Остальные победы были одержаны над МиГ-1, ЛаГГ-3, «Бостон», Пе-2, Як-1, «Мустанг».

Фантастических успехов добились и другие летчики, воевавшие на Ме-109. Т. Вайссенбергер за 77 боевых дней сбил 208 самолетов — все «новые», А. Галланд за 68 дней сбил 104 самолета и т. д. Истребитель Ме-109 был выпущен в 35 000 экземплярах. Этого количества самолетов хватило на все войны, которые вела фашистская Германия в течение 10 лет. После окончания Второй мировой войны уцелевшие самолеты уничтожались немецкими летчиками, а те, что остались, находились в эксплуатации в странах-победительницах.

 






Мастера липецка для демонтажа пристроек perevozka48.ru.