Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-16 (ЦКБ—12)

Советский истребитель находился на вооружении почти 10 лет. Принимал участие в боях: трижды с японцами, в Испании, в советско-финляндской и в Великой Отечественной войнах. Стал производиться почти одновременно с И-15. Первый полет И-16 (ЦКБ-3) состоялся 31 декабря 1933 года. По своим боевым возможностям он был одним из лучших в мире, но примерно к 1937 году уже устарел. Лучшие истребители конца 1930-х годов превосходили отечественный И-16.

Истребитель И-16 (1933 г.)

Истребитель И-16 (1933 г.)



Основные летно-тактические и технические данные

Самолет........................низкоплан сосвободнонесущим крылом
Размах крыла................................. 9 м
Длина....................................... 6,13 м
Стартовая масса:
с мотором М-25 ................ 1354 кг
с мотором М-62 ................ 1940 кг
Площадь крыла..................... 14,54 м2

Дальность полета
с мотором М-62................... 820 км
с мотором М-62...................690 км
Скорость полета
с мотором М-25 ................ 440 км/ч
с мотором М-62 ................ 525 км/ч

Самолет выпускался в десяти сериях. В частности, в последних моделях устанавливался мотор М-62 (АШ-62) мощностью 1100 л. с. (американская лицензия фирмы «Райт») вместо М-25 (лицензия той же фирмы) мощностью 715 л. с. Стрелковое вооружение: первые серии — два пулемета калибра 7,62 мм, последующие серии — четыре пулемета (7,62 мм). Самолеты последнего выпуска вооружались двумя пушками и двумя пулеметами. Он имел смешанную конструкцию, включавшую металлические элементы — трубы, профили, штампованные и прессованные детали и главным образом дерево.

Фюзеляж состоял из 13 шпангоутов и набора продольных силовых элементов. Передняя стенка кабины летчика являлась одновременно противопожарной перегородкой. Уборка основных стоек шасси в полете осуществлялась вручную, с помощью механической лебедки. Крыло самолета состояло из центроплана и двух консольных частей. Крыло — двух-лонжеронное. Каждый лонжерон был образован из двух труб-полок и металлической стенки. Прочность и жесткость крыла обеспечивали также 21 нервюра (с каждой стороны крыла) и расположенные под углом к лонжеронам расчалки.

Киль был образован двумя продольными элементами и шестью нервюрами, стабилизатор — семью нервюрами (с каждой стороны). Обшивка самолета выполнялась полностью из полотна (перкаль). Всего было выпущено 7005 экземпляров И-16.

Самолет И-16 закончил свой боевой путь в середине Великой Отечественной войны. В марте 1943 года последними прекратили полеты на этой машине летчики 728-го полка. Много славных и героических страниц вписали советские летчики в те грозовые годы — они шли в бой, зная, что боевая техника противника превосходила боевые возможности самолета И-16.