Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

МиГ-1 (И-61, И-200), МиГ-3

Истребитель МиГ-3 конструкторов А. И. Микояна и М. И. Гуревича был создан на базе более раннего МиГ-1 (И-61, И-200). Истребитель МиГ-1 появился в 1939 году. Тогда же, в октябре, он совершил первый полет. Доработка самолета была связана прежде всего с улучшением его летно-тактических данных. Значительно изменилась дальность полета (с 730 до 1250 км), увеличилась мощность вооружения и др. Вместе с тем возросла стартовая масса истребителя: с 3100 кг (МиГ-1) до 3718 кг (МиГ-3, серия 1940 г.) и 3350 кг (МиГ-3, серия 1941 г.). Самолет стал тяжелее, что отразилось на его боевых возможностях. На 22 июня 1941 года Советские ВВС располагали 1289 экземплярами МиГ-3. Для сравнения: ЛаГГ-3 — 322 машины, Як-1 — 335.

Истребитель МиГ-1 (1940 г.)

Истребитель МиГ-1 (1940 г.)


 За несколько дней до начала Великой Отечественной были приняты документы, касавшиеся улучшения летно-тактических и технических характеристик новых истребителей, которые поступали на вооружение Красной Армии, в том числе — МиГ-3.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 28 мая 1941 г. О самолете МиГ-3

 Сов. секретно Особой важности 1. Утвердить мероприятия по улучшению самолета МиГ-3, представленные коиссией НКАП в составе зам. наркома авиационной промышленности т. Яковлева, начальника НИИ ВВС т. Петрова, начальника ЦАГИ т. Шишкина, конструктора т. Гуре-вича и директора завода № 1 т. Третьякова.

2. Отметить, что конструктора самолета МиГ-3 т. Микоян и т. Гуревич не приняли своевременных и эффективных мер к улучшению управляемости самолета.

3. Обязать наркома авиационной промышленности т. Шахурина и директора завода № 1 т. Третьякова:

а) с 10 июня 1941 года выпускать самолеты МиГ-3 ежедневно в количестве 13 штук в следующем виде —

с 3-мя синхронными пулеметами (без двух крыльевых пулеметов БК);
с улучшенным оперением; с улучшенным управлением элеронами; с уменьшенным на 36 кг запасом горючего в центропланных бензиновых баках, с оставлением общего запаса горючего на самолете в количестве 340 килограмм и с обязательным обеспечением возможности полной выработки горючего из бензобаков;

б) вопрос о выпуске серийных самолетов МиГ-3 с предкрылками и 4-мя синхронными пулеметами решить дополнительно по окончании соответствующих испытаний: 7 июня 1941 года по предкрылкам и 29 июня 1941 года по самолетам с 4-мя точками.

4. Разрешить Наркомату авиапромышленности и директору завода № 1 т. Третьякову до 10 июня 1941 года выпускать существующий серийный самолет МиГ-3 с 3 огневыми точками (без крыльевых пулеметов БК), в количестве 5 штук ежедневно.

5. Обязать начальника ГУ ВВС Красной Армии т. Жигарева, для облегчения эксплуатации, на всех ранее выпущенных самолетах МиГ-3 снять крыльевые точки БК, а отверстия крепления пулеметов на консолях заклеить полотном.

Директору завода № 1 т. Третьякову и главному конструктору т. Микояну:

а) к 30 мая 1941 года передать ГУ ВВС инструкцию по снятию крыльевых пулеметов и обеспечить необходимую помощь в частях бригадами завода;

б) досылку в части для замены уменьшенных задних фюзеляжных бензобаков провести до 1 июля 1941 года.

6. Отменить решение СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 12 февраля 1941 года (№ 291— 137 сс) о досылке заводом № 1 НКАП в части ВВС 300 комплектов крыльев с установкой на них пулеметов БК.

Из этого документа нетрудно увидеть не только тревогу за состояние дел в авиационной промышленности, но также недоработки конструкторского плана. До конца войны самолет МиГ-3 «не дожил», его сняли с производства, так как он уступал немецким истребителям в бою. Кроме того, отечественная промышленность наладила выпуск более совершенных истребителей А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина. Всего было выпущено 100 истребителей МиГ-1 и 3322 экземпляра МиГ-3. С целью уменьшения веса самолета в первых сериях из 5 огневых точек 3 сняли. Но и после этого по боевым возможностям МиГ-3 был слабее немецких истребителей. Несмотря на свои недостатки, это была современная машина, она не шла в сравнение с истребителями Н. Н. Поликарпова.

Основные тактико-технические данные МиГ-1
Первый полет.....5 апреля 1940 года, летчик А. Н. Екатов

Конструктивные особенности .... моноплан, смешанная конструкция (дюралюминий, древесина)
Двигатель............................АМ-35А,12-цилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения; стартовая мощность — 990 кВ, на высоте 6000 м — 880 кВ, масса двигателя — 830 кг
Воздушный винт..............ВИШ-22Е(винт изменяемого в полете шага), диаметр площади вращения трех лопастей — 3 м
Оборудование.....................высотный дыхательный прибор КПА-3-бис. радиостанция РСИ-3 (радиостанция истребителя), бронеплита задней части кабины; толщина плиты — 8 мм

Вооружение.............пулемет 12,7 мм

(УБС) с 300 патронами, два пулемета 7,62 мм (ШКАС) с 375 патронами, наружная подвеска: две бомбы по 50 кг или одна — 100 кг Масса:

пустого самолета................ 2600 кг

стартовая............................ 3071 кг

топлива................................. 266 кг

Геометрические характеристики:

размах крыла......................10,20 м

длина самолета.....................8,16 м

площадь крыла...................17,44 м2

удлинение крыла......................5,97

ширина колеи ....................... 2,80 м

размах хвостового горизонтального оперения...............................3,70 м

Удельная нагрузка на крыло...........................176,09 кг/м2

Летно-технические данные: максимальная скорость полета на высоте7000 м................651 км/ч

максимальная скорость полета вблизи земли...................... 508 км/ч

практический потолок.......12 000 м

дальность полета..................730 км

время набора высоты 5000 м.................................5,3 мин