јвиаци€ и самолЄты
   
поиск по сайту

ћи√-1 (»-61, »-200), ћи√-3

»стребитель ћи√-3 конструкторов ј. ». ћико€на и ћ. ». √уревича был создан на базе более раннего ћи√-1 (»-61, »-200). »стребитель ћи√-1 по€вилс€ в 1939 году. “огда же, в окт€бре, он совершил первый полет. ƒоработка самолета была св€зана прежде всего с улучшением его летно-тактических данных. «начительно изменилась дальность полета (с 730 до 1250 км), увеличилась мощность вооружени€ и др. ¬месте с тем возросла стартова€ масса истребител€: с 3100 кг (ћи√-1) до 3718 кг (ћи√-3, сери€ 1940 г.) и 3350 кг (ћи√-3, сери€ 1941 г.). —амолет стал т€желее, что отразилось на его боевых возможност€х. Ќа 22 июн€ 1941 года —оветские ¬¬— располагали 1289 экземпл€рами ћи√-3. ƒл€ сравнени€: Ћа√√-3 — 322 машины, як-1 — 335.

»стребитель ћи√-1 (1940 г.)

»стребитель ћи√-1 (1940 г.)


 «а несколько дней до начала ¬еликой ќтечественной были прин€ты документы, касавшиес€ улучшени€ летно-тактических и технических характеристик новых истребителей, которые поступали на вооружение  расной јрмии, в том числе — ћи√-3.

ѕќ—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ —Ќ  ———– и ÷  ¬ ѕ(б) от 28 ма€ 1941 г. ќ самолете ћи√-3

 —ов. секретно ќсобой важности 1. ”твердить меропри€ти€ по улучшению самолета ћи√-3, представленные коиссией Ќ јѕ в составе зам. наркома авиационной промышленности т. яковлева, начальника Ќ»» ¬¬— т. ѕетрова, начальника ÷ј√» т. Ўишкина, конструктора т. √уре-вича и директора завода є 1 т. “реть€кова.

2. ќтметить, что конструктора самолета ћи√-3 т. ћико€н и т. √уревич не прин€ли своевременных и эффективных мер к улучшению управл€емости самолета.

3. ќб€зать наркома авиационной промышленности т. Ўахурина и директора завода є 1 т. “реть€кова:

а) с 10 июн€ 1941 года выпускать самолеты ћи√-3 ежедневно в количестве 13 штук в следующем виде —

с 3-м€ синхронными пулеметами (без двух крыльевых пулеметов Ѕ );
с улучшенным оперением; с улучшенным управлением элеронами; с уменьшенным на 36 кг запасом горючего в центропланных бензиновых баках, с оставлением общего запаса горючего на самолете в количестве 340 килограмм и с об€зательным обеспечением возможности полной выработки горючего из бензобаков;

б) вопрос о выпуске серийных самолетов ћи√-3 с предкрылками и 4-м€ синхронными пулеметами решить дополнительно по окончании соответствующих испытаний: 7 июн€ 1941 года по предкрылкам и 29 июн€ 1941 года по самолетам с 4-м€ точками.

4. –азрешить Ќаркомату авиапромышленности и директору завода є 1 т. “реть€кову до 10 июн€ 1941 года выпускать существующий серийный самолет ћи√-3 с 3 огневыми точками (без крыльевых пулеметов Ѕ ), в количестве 5 штук ежедневно.

5. ќб€зать начальника √” ¬¬—  расной јрмии т. ∆игарева, дл€ облегчени€ эксплуатации, на всех ранее выпущенных самолетах ћи√-3 сн€ть крыльевые точки Ѕ , а отверсти€ креплени€ пулеметов на консол€х заклеить полотном.

ƒиректору завода є 1 т. “реть€кову и главному конструктору т. ћико€ну:

а) к 30 ма€ 1941 года передать √” ¬¬— инструкцию по сн€тию крыльевых пулеметов и обеспечить необходимую помощь в част€х бригадами завода;

б) досылку в части дл€ замены уменьшенных задних фюзел€жных бензобаков провести до 1 июл€ 1941 года.

6. ќтменить решение —Ќ  ———– и ÷  ¬ ѕ(б) от 12 феврал€ 1941 года (є 291— 137 сс) о досылке заводом є 1 Ќ јѕ в части ¬¬— 300 комплектов крыльев с установкой на них пулеметов Ѕ .

»з этого документа нетрудно увидеть не только тревогу за состо€ние дел в авиационной промышленности, но также недоработки конструкторского плана. ƒо конца войны самолет ћи√-3 «не дожил», его сн€ли с производства, так как он уступал немецким истребител€м в бою.  роме того, отечественна€ промышленность наладила выпуск более совершенных истребителей ј. —. яковлева и —. ј. Ћавочкина. ¬сего было выпущено 100 истребителей ћи√-1 и 3322 экземпл€ра ћи√-3. — целью уменьшени€ веса самолета в первых сери€х из 5 огневых точек 3 сн€ли. Ќо и после этого по боевым возможност€м ћи√-3 был слабее немецких истребителей. Ќесмотр€ на свои недостатки, это была современна€ машина, она не шла в сравнение с истребител€ми Ќ. Ќ. ѕоликарпова.

ќсновные тактико-технические данные ћи√-1
ѕервый полет.....5 апрел€ 1940 года, летчик ј. Ќ. ≈катов

 онструктивные особенности .... моноплан, смешанна€ конструкци€ (дюралюминий, древесина)
ƒвигатель............................јћ-35ј,12-цилиндровый, р€дный, жидкостного охлаждени€; стартова€ мощность — 990 к¬, на высоте 6000 м — 880 к¬, масса двигател€ — 830 кг
¬оздушный винт..............¬»Ў-22≈(винт измен€емого в полете шага), диаметр площади вращени€ трех лопастей — 3 м
ќборудование.....................высотный дыхательный прибор  ѕј-3-бис. радиостанци€ –—»-3 (радиостанци€ истребител€), бронеплита задней части кабины; толщина плиты — 8 мм

¬ооружение.............пулемет 12,7 мм

(”Ѕ—) с 300 патронами, два пулемета 7,62 мм (Ў ј—) с 375 патронами, наружна€ подвеска: две бомбы по 50 кг или одна — 100 кг ћасса:

пустого самолета................ 2600 кг

стартова€............................ 3071 кг

топлива................................. 266 кг

√еометрические характеристики:

размах крыла......................10,20 м

длина самолета.....................8,16 м

площадь крыла...................17,44 м2

удлинение крыла......................5,97

ширина колеи ....................... 2,80 м

размах хвостового горизонтального оперени€...............................3,70 м

”дельна€ нагрузка на крыло...........................176,09 кг/м2

Ћетно-технические данные: максимальна€ скорость полета на высоте7000 м................651 км/ч

максимальна€ скорость полета вблизи земли...................... 508 км/ч

практический потолок.......12 000 м

дальность полета..................730 км

врем€ набора высоты 5000 м.................................5,3 мин