6.2. Авиационные тахометрыТахометры служат для измерения частоты вращения вала авиадвигателя. Необходимость измерения этого параметра обуславливается тем, что по его значениям можно косвенно судить о развиваемой двигателем мощности или тяге и тепловой напряженности его работы, что весьма важно для правильной эксплуатации силовой установки. В качестве измерителей частоты вращения вала двигателя применяются центробежные и электрические магнитоиндукционные1 тахометры. Центробежные тахометры используются как датчики в системах автоматического регулирования динамических параметров турбокомпрессориых установок авиадвигателей и в качестве датчиков систем программного управления режимами их работы. Электрические дистанционные тахометры благодаря высокой надежности получили широкое применение практически на всех типах современных самолетов. Комплект электрического дистанционного тахометра, внешний вид которого показан на смотреть статью под номером 6.1, а, состоит из датчика и указателя. Датчик устанавливается непосредственно на авиадвигателе и является индукторным генератором переменного трехфазного тока. Указатель устанавливается на приборной доске пилота или бортинженера. Он состоит из синхронного электродвигателя, магнитоиндукционного измерительного узла и демпфера (смотреть статью под номером 6.1, б). При вращении ротора 1 датчика от вала авиадвигателя через понижающий редуктор в статорной обмотке 2 индуцируется трехфазный переменный ток, частота которого пропорциональна частоте вращения вала авиадвигателя. Генераторный ток подается: на статорную обмотку 3, и в ней создается вращающееся магнитное' поле. Под его воздействием ротор 4 указателя начинает вращаться синхронно с ротором датчика, т. е. с частотой, пропорциональной частоте вращения вала авиадвигателя. Наличие гистерезисного диска 5, образующего совместно с обмоткой 3 статора гистерезисный электродвигатель, обеспечивает запуск ротора 4 указателя и устойчивую синхронную работу комплекта при любых ускорениях вала авиадвигателя. Магиитоиндукциониый измерительный узел выполнен в виде двух дисков 6 магнитопровода, на которых смонтированы постоянные магниты. При его вращении в металлическом диамагнитном диске 7 индуцируются вихревые токи. В результате их взаимодействия с магнитным полем постоянных магнитов создается вращающий момент. Его величина зависит от частоты вращения измерительного узла, т. е. от частоты вращения вала авиадвигателя. Непрерывному вращению диамагнитного диска и находящейся на общей оси стрелки 7 препятствует пружина 10, обеспечивая лишь ее поворот на некоторый угол, пропорциональный частоте вращения вала авиадвигателя. В унифицированных тахометрах для удобства отсчета показаний шкала указателя проградуирована в процентах от максимальной частоты вращения авиадвигателя. Для более быстрого затухания колебаний стрелки при резком изменении частоты вращения измерительного узла в конструкции указателя предусмотрен специальный магнитный демпфер. Он состоит из неподвижной части 9 с постоянными магнитами и алюминиевого диска 8, смонтированного на одной оси со стрелкой. При возникновении колебаний в диске создаются вихревые токи, которые, взаимодействуя с магнитным полем неподвижной части демпфера, создают необходимый демпфирующий момент. В сдвоенных указателях демпфирование колебаний стрелок обеспечивается силами трения в зубчатых передачах. |