Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

6.4. Приборы для измерения давления жидкостей и газов

В качестве приборов для измерения давления жидкостей и газов используются дистанционные манометры. Наибольшее применение в авиации получили электромеханические (типа ЭДМУ и ЭМ) и. электроиндукционные (типа ДИМ) манометры. Чувствительными элементами таких манометров служат манометрические коробки, упругая деформация которых преобразуется в электрические сигналы, пропорциональные величинам давления жидкостей или газов.

На смотреть статью под номером 6.4 представлены внешний вид комплекта и электрокинематическая схема электромеханического манометра типа ЭДМУ.

 

Под действием избыточного давления р жидкости или газа манометрическая коробка  деформируется. С помощью передаточного звена 2 перемещение ее жесткого центра преобразуется в поворотное движение щетки 3 вдоль потенциометра 4. В результате изменяются сопротивления R3 и R4 участков этого потенциометра, являющихся элементами мостовой схемы комплекта, в измерительную диагональ которой включены две неподвижные рамки К1 и К2 логометрического указателя. С изменением сопротивлений R3 и RA изменяется величина токов в рамке указателя и создаваемых в них магнитных потоков. Подвижный магнит М устанавливается по направлению результирующего вектора магнитного потока обеих рамоК, а связанная с магнитом стрелка указывает величину измеряемого давления. Резисторы R5 и R6 служат для регулировки схемы и компенсации температурной погрешности комплекта.

Наличие щеточного контакта в датчике давления в условиях повышенных вибраций и низкого атмосферного давления при полетах на больших высотах является причиной невысокой надежности в работе комплекта манометра. Более высокой надежностью обладают дистанционные манометры с индуктивным датчиком.

На смотреть статью под номером 6.5 показана принципиальная электрическая схема манометра ДИМ.

Измерительными элементами датчика служат катушки индуктивности L1 и L2, которые включены в мостовую схему комплекта. В случае отсутствия избыточного давления в манометрической коробке воздушные зазоры бх и б2 между сердечниками этих катушек и подвижным сердечником 2 одинаковы, и электрическая схема оказывается симметричной. Под действием одинаковых по величине магнитных потоков Ml и М2 постоянный магнит со стрелкой устанавливается против нулевого индекса шкалы указателя.

По мере увеличения избыточного давления р манометрическая коробка  расширяется и своим подвижным центром перемещает сердечник 2. В результате этого воздушный зазор бх уменьшается, а зазор б2 соответственно увеличивается. Изменение величин этих зазоров приводит к тому, что полное сопротивление катушки Ы возрастает при соответствующем уменьшении сопротивления катушки L2. Это в свою очередь приводит к увеличению тока Lt в катушке L2 и уменьшению тока г в катушке L1. Вектор результирующего магнитного потока обеих катушек изменяет свою величину и направление, а ориентирующийся по нему постоянный магнит со стрелкой указывает по шкале величину давления в системе.

Питание комплекта манометра осуществляется от сети переменного тока напряжением 36 В и частотой 400 Гц.

Погрешности измерения давлений манометрами типа ЭДМУ, ЭМ и ДИМ не превышают 4% от истинного значения.

Датчики комплектов монтируются в непосредственной близости от тех точек систем, где необходимо замерить давление топлива, масла, гидросмеси или газообразных сред. Указатели устанавливаются на приборных досках пилота или бортинженера.

ные дистанционные топливомеры. На самолетах с большим количеством баков помимо измерения количества находящегося в них топлива необходимо вырабатывать его в определенной последовательности, чтобы сохранить центровку самолета в требуемых пределах. Эти задачи выполняет комплект топливомера типа СЭТС (суммирующий электроемкостный топливомер с сигнализацией остатка топлива). Он имеет измерительную часть и автоматическую систему программного расхода топлива.

Принцип действия датчика измерительной части топливомера основан па измерении изменения его электрической емкости в зависимости от уровня топлива.

В качестве датчика уровня топлива используется цилиндрический конденсатор, выполненный в виде двух или большего количества коаксиально смонтированных труб (смотреть статью под номером 6.6, а). Электрическая емкость такого датчика зависит от относительной высоты Ят заполнения бака топливом, диэлектрической постоянной топлива и среды, заполняющей свободный от него объем и соотношения между диаметрами наружной и внутренней труб. Для конструкции датчика с двумя трубами электрическая емкость датчика может быть определена из выражения.