Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

Штурмовики

Идея нанесения ударов по наземным целям с низколетящего самолета появилась еще до Первой мировой войны, она обусловливалась:

возможностью атаки позиций противника, расположенных в любой точке прифронтовой полосы;

возможностью атаковать позиции неприятеля, приближаясь к ним на близкое расстояние;

достижением полной неожиданности и внезапности удара;

возможностью решения многих боевых задач, например, непосредственной поддержкой наземных войск;

способностью быстро покинуть район боевых действий после выполнения боевой задачи.

Создание самолетов штурмовой авиации было связано с рядом трудностей. Наиболее серьезной из них было обеспечение высокой боевой живучести самолета и безопасности экипажа. Все штурмовики не имели высокой скорости полета и выполняли боевые задачи на небольшой высоте, а сухопутные войска располагали эффективными средствами поражения, в том числе автоматическим стрелковым вооружением. Следовательно, надо было обеспечить защитной броней жизненно важные элементы самолета и членов экипажа. Создание полностью бронированного самолета, конечно, невозможно. Что касается защиты жизненно важных систем, то здесь не может быть определенности. Трудно определить агрегаты первостепенной важности: выход из строя двигателя опасен так же, как отказ рулевого управления (например, рулей высоты или поворота). Вместе с тем отношение к этому виду военной авиации в различных странах мира в разные времена было не одинаковым. Немецкие штурмовики в Испанской войне совершенно себя не оправдали, они были малоэффективны и уничтожались противником над полем боя и на маршрутах. Командование ВВС Германии от применения штурмовиков во Второй мировой войне почти отказалось.

Положение о том, что у «немцев ничего не получилось», то есть что они не могли создать современного штурмовика, — ошибочное. Роль самолета «поля боя», предназначенного для взаимодействия с сухопутными войсками, в немецких военно-воздушных силах играл пикирующий бомбардировщик Ju-87, в частности, вариант Ju-87G с пушками калибра 37 мм вместо бомб. Роль штурмовиков выполняли также истребители-бомбардировщики и фронтовые бомбардировщики. В Люфтваффе был на вооружении «Хеншель-129» с 37-мм пушкой (1943 г.).

Последней военной наградой, учрежденной А. Гитлером 2 января 1945 года, был орден «За уничтожение самолетов-штурмовиков». Им награждались те, кто сбил самолет с помощью стрелкового или малокалиберного автоматического оружия. Это касалось лишь советских Ил-2, потери которых в войне были чрезмерны.

Первые советские штурмовики были созданы в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В 1931-м были построены самолеты ТШ-1 и ТШ-2, спроектированные как штурмовики. Конструктор Д. П. Григорович пытался найти оптимальное сочетание конструктивных решений с целью получения наилучших боевых характеристик и живучести самолета. Над созданием штурмовиков работали также А. Н. Туполев (АНТ-17, АНТ-18), С. А. Кочеригин (ТШ-3) и др.

Наиболее удачным штурмовиком в немецких военно-воздушных силах был Hs-129 В-1 (а также серии В2, В3, В-3/W). Первый полет двухмоторного самолета состоялся в начале 1939 года. Всего был выпущен 841 самолет.

В Великобритании, Японии роль штурмовиков выполняли истребители-бомбардировщики и фронтовые бомбардировщики.