јвиаци€ и самолЄты
   
поиск по сайту

»-19 (÷ Ѕ-25) с ћ-34

—.¬.»льюшин также решил внести свою лепту в дело проектировани€ скоростного рекордного самолета. ќн знал, что ограниченные производственные возможности ѕоликарпова не позвол€ют вести работы одновременно по всем направлени€м. ѕоэтому после обсуждений с Ќиколаем Ќиколаевичем »льюшин вз€лс€ за создание рекордного самолета с форсированным мотором на базе ћ-34.  онструкторского опыта к 1935 г. у »лыошина было немного и, чтобы помочь ему, Ќиколай Ќиколаевич передал —ергею ¬ладимировичу дл€ ознакомлени€

аванпроект истребител€ »-19 (÷ Ѕ-25) с ћ-34 (максимальна€ скорость 600 км/ч).

¬ сент€бре 1935 г. руководство авиапромышленности вы€снило, что построить в течение года двигатель необходимой мощности моторостроители не смогут и «наскоком» установить рекорд скорости не удастс€. «адание на соответствующие разработки было отменено. ќднако скоростной самолет €вилс€ хорошим «катализатором» в оценке требуемого уровн€ развити€ отечественной авиации.

¬ августе 1935 г. планы работы ÷ Ѕ на 1935 г. пересмотрели. ¬¬— теперь насто€тельно требовали скорости истребителей не менее 500 км/ч. »-18 (÷ Ѕ-25) со скоростью 483 км/ч этим услови€м уже не удовлетвор€л, поэтому в планы бригады є 2 включили проектирование нового варианта истребител€ »-18 - ÷ Ѕ-33 с мотором »спано-—юиза и максимальной скоростью не менее 500 км/ч, отменив разработку »-19 (÷ Ѕ-25 с ћ-34‘Ќ) и »-20 (÷ Ѕ-28). ѕредполагалось, что ÷ Ѕ-33 выйдет на заводские испытани€ к 15 апрел€ 1936 г., хот€, по мнению ѕоликарпова, реально самолет можно было построить и к 15 марта.

ѕо тактико-техническим требовани€м ¬¬— предполагалось, что истребитель »-19 будет иметь максимальную скорость 550-580 км/ч, практический потолок 10000 м, дальность полета 1000 км, врем€ набора высоты 5000 м - 5-5,5 мин. »-18 должен проектироватьс€ в рамках общих тактико-технических требований на »-17 [10].

—.¬.»льюшин с учетом опыта проектировани€ рекордного самолета занималс€ созданием истребител€ »-21 (÷ Ѕ-32) с ћ-34‘Ќ. ѕо расчетам он мог достичь скорости 600 км/ч.

¬ декабре 1935 г. завершилась разработка эскизного проекта ÷ Ѕ-33. ¬ «ѕо€снительной записке» говорилось: «—амолет ÷ Ѕ-33 - скоростной одноместный истребитель, €вл€етс€ улучшенной модификацией ÷ Ѕ-15 и ÷ Ѕ-19. ѕо сравнению с ними ÷ Ѕ-33 имеет другой мотор (12Ycrs) с испарительно-вод€ным охлаждением и другим вооружением».

ѕо расчетам, при полетном весе 1960 кг (вес пустого 1467 кг) ÷ Ѕ-33 достигал скорости 507 км/ч на высоте 3380 м, потолка - 9975 м, дальность полета - 800 км. ¬ооружение состо€ло из одного 12,7-мм пулемета Ў¬ј , стрел€ющего через втулку винта, и двух пулеметов Ў ј— в крыле. Ќа поверхности крыла располагались пароконденсаторы общей площадью 7 м:, а дл€ обеспечени€ нормальной работы двигател€ на малых скорост€х в дополнение к ним устанавливались два убираемых в полете радиатора [10, 11].

“огда же, в декабре 1935 г., был готов эскизный проект истребител€ »-19. ѕредусматривалось, что он будет иметь два варианта вооружени€, размещенного в крыле: 1) 4 пулемета Ў ј—; 2) 2 пушки Ў¬ј . ѕри взлетном весе 2043 кг (вес пустого 1583 кг) »-19 имел расчетную максимальную скорость 575-600 км/ч на высоте 4000 м, потолок 10000-11000 м, набирал высоту 5000 м за 7,5 мин [10].ќба проекта утвердили в Ќ»» ¬¬— и после устранени€ замечаний рекомендовали к постройке. Ќо вскоре технические требовани€ к истребителю »-19 претерпели некоторые изменени€. 20 €нвар€ 1936 г. начальник 4-го отделени€ ”¬¬— –  ј Ѕазенков написал директору завода є 39  ацва:

«—огласно постановлени€ —“ќ от 8.1.36 г. є ќ -4сс в тактико-технические требовани€ к одноместному истребителю »-19 должны быть внесены следующие изменени€:

1. ¬ысота боевого применени€ - 5000 мт вместо 4500-5000 мт.

2. ћаксимальна€ скорость полета на высоте боевого применени€ 550-600 км в час вместо 500-550 км в час.

3. —амолет согласно плана опытного строительства, утвержденного —“ќ 8.1.36 г., должен проектироватьс€ под мотор ћ-34‘Ќ» [12].

¬ феврале 1936 г. был готов новый вариант эскизного проекта истребител€ »-19 (÷ Ѕ-25) с ћ-34‘Ќ (‘–Ќ). –азработку технического проекта планировалось завершить к 1 июл€ 1936 г.

—амолет имел размах 9,0 м, длину 7,6 м, площадь крыла 15,1 м:. ѕри полетном весе 2050 кг он должен был развивать максимальную скорость у земли 514 км/ч, а на

высоте 4000 м - 601 км/ч, достигать потолка 11100 м. ¬рем€ набора высоты 5000 м равн€лось 4-4,5 мин. “аким образом, технические требовани€ ¬¬— выполн€лись полностью.

–ассматривалось два варианта вооружени€ в крыле: 1) 2 Ў¬ј  с 300 снар€дами, 2) 2 Ў¬ј  с 300 снар€дами и две бомбы под крылом по 100 кг [13].

— окт€бр€ 1935 г. Ќ.Ќ.ѕоликарпов в инициативном пор€дке работал над проектом еще одного варианта истребител€ »-18 - перехватчика ÷ Ѕ-43 (встречалось и обозначение »-18бис). ќт ÷ Ѕ-33 он отличалс€ меньшей площадью крыла и, соответственно, худшей маневренностью, но большей скоростью. ¬ооружение самолета состо€ло из двух пушек Ў¬ј  в крыле. ¬виду близости его конструкции к ÷ Ѕ-33, выполн€лс€ не детально разработанный эскизный проект, а только общий. ≈го завершили в феврале 1936 г. –азмах крыла стал равным 8,3 м, площадь крыла 14 м:, длина самолета 7,45 м (за счет более длинного кока). ѕри полетном весе 1863-1925 кг (вес пустого 1409 кг) ÷ Ѕ-43 мог развивать у земли скорость 450 км/ч, а на расчетной высоте 4300 м - 520 км/ч. ѕотолок 9600 м. ¬ перегрузку допускалась подвеска 200 кг бомб.

ќкончание выхода рабочих чертежей планировалось к первому апрел€, а начало заводских испытаний намечалось на 1 июл€ 1936 г. [13, 14].

”спехи в разработке «звена» ¬.—.¬ахмистрова побудили Ќ.Ќ.ѕоликарпова на базе »-17 (÷ Ѕ-19) и »-18бис (÷ Ѕ-43) сделать проект специального подвесного истребител€. ќн был готов к маю 1936 г. ¬ крыле самолета располагались две пушки Ў¬ј . –азмах уменьшили до 6,7 м, а площадь крыла - до 9,13 м;. Ўасси, костыль и оборудование дл€ их уборки отсутствовали. Ќа истребитель предполагалось установить моторы »спано-—юиза 12Ybrs или ћ-100 - стандартные или с мощностью, форсированной до 1000 л.с. на высоте 3000 м.

ѕри взлетном весе 1716 кг (вес пустого 1227 кг) самолет по предварительным оценкам мог развивать на высоте 3000 м скорость 530 км/ч при мощности двигател€ 860 л.с. и 562-575 км/ч при 1000 л.с. [15].

Ётот интересный проект не реализовали из-за р€да неув€зок с прин€тием на вооружение и организации постройки «звена» B.C.¬ахмистрова.

Ћетом 1935 г. на совещании главных конструкторов Ќ.Ќ.ѕоликарпов обратил внимание присутствовавших на то, что мы гораздо лучше знаем зарубежный опыт, чем собственный. 5 декабр€ 1935 г. он направил письмо директору завода є 39 следующего содержани€:

«¬ цел€х реализации лозунга об обмене опытом, выдвинутого на конференции конструкторов в √”јѕ'е, предлагаю ¬ашему вниманию нижеследующие конкретные меропри€ти€:

1. ѕереслать дл€ ознакомлени€ и справок в конструкторские бюро: ÷ј√», завода є 1, завода є 22, завода є21, завода є18 и в ’ј» (Ќеману) по одному экземпл€ру ÷ Ѕ-3 и ÷ Ѕ-12.

2. —озвать конференцию главных конструкторов на нашем заводе, коих ознакомить с самолетами нашего завода, в частности с самолетами ÷ Ѕ-3, ÷ Ѕ-12, ÷ Ѕ-12бис, ÷ Ѕ-19 и т.д. путем осмотра их, по€снени€ и полетов, дл€ чего нужно установить день и послать приглашени€ в указанные выше конструкторские бюро.

ѕолагаю, что такой живой обмен опытом будет очень полезным и реальным шагом в этом отношении...

ѕрошу ¬ашего распор€жени€» [16].

ƒл€ этого совещани€, которое состо€лось в €нваре 1936 г., по указанию Ќ.Ќ.ѕоликарпова был выпущен специальный альбом самолетов и проектов бригады є 2. ¬идное место в нем занимали истребители »-17, »-18, »-19 с модификаци€ми. ѕоликарпову было чем гордитьс€, на этих машинах им впервые в отечественной практике были решены многие конструкторские проблемы. ѕредполагалось, что аналогичные совещани€ пройдут и в других конструкторских бюро, но кроме ѕоликарпова на организацию подобных меропри€тий никто больше не решилс€.

»так, с декабр€ 1935 г. по апрель 1936 г. в производство были запущены следующие машины 2-й бригады: »-17 (÷ Ѕ-19), »-17бис (÷ Ѕ-19бис), »-18 (÷ Ѕ-33), »-18бис (÷ Ѕ-43), »-19 (÷ Ѕ-25). ¬ качестве первоочередной задачи рассматривалс€ выпуск ÷ Ѕ-19 и ÷ Ѕ-19бис. Ќо производственные планы систематически проваливались, чему способствовали сложные взаимоотношени€ бригады є 2 с дирекцией завода є 39. ¬ начале 1936 г. в производстве уже находилс€ »-21 (÷ Ѕ-32) —.¬.»льюшина, а к постройке » 18, »-18бис, »-19 даже не приступали.

ќб обстановке, сложившейс€ на заводе є 39, дает достаточно полное представление письмо от 29 феврал€ 1936 г., подписанное начальником 2-й бригады Ќ.Ќ.ѕоликарповым и его помощниками —орокиным, “етивки-ным, “омашевичем, и направленное в адрес директора завода є 39:

«ƒовожу до ¬ашего сведени€, что на заседании у начальника производства тов. ‘илимончук от 26.11.36 г. производством были установлены сроки выпуска на аэродром ÷ Ѕ-19 на 5.III.36 г. и по ÷ Ѕ-19 была намечена готовность по сборке на 1.IV.36 г. в 50%. »з изложенного вытекает, что: нарушено ¬аше распор€жение от 4.XII.35 года о выпуске на аэродром ÷ Ѕ-19 к 1.1.36 г.; нарушен ¬аш вторичный срок выпуска самолета ÷ Ѕ-19 на убирающихс€ лыжах к 10.11.36 г. и отт€нут на 5.III.36 г., кроме того, нарушена ¬аша установка по выпуску ÷ Ѕ-19бис на аэродром на 23.III.36 г., причем срок выпуска этого самолета даже не установлен. ¬се эти нарушени€ и срывы сроков производство мотивирует недостатком рабочей силы, так как все рабочие блока «Ѕ» зан€ты на серии ÷ Ѕ-11.

ћы считаем такое положение совершенно ненормальным и в корне нарушающим установку ѕравительства и лично тов. —талина, который настойчиво требовал скорейшего испытани€ и доводки ÷ Ѕ-19 (»-17). ѕолагаем, что производство в этом случае не про€вл€ет достаточной распор€дительности в использовании ресурсов даже блока «Ѕ», и совершенно не затронув ресурсы блока «ј» дл€ этой цели. Ќам

непон€тно, почему в блоке «ј» делаютс€ вторые экземпл€ры уже выстроенных или заканчиваемых самолетов ÷ Ѕ-27 и ÷ Ѕ-26, и даже пускаетс€ в постройку новый самолет ÷ Ѕ-32, в то врем€ как окончание постройки ÷ Ѕ-19 (основного типа завода є 39 и 2-й бригады ÷ Ѕ согласно указани€м зам. начальника √”јѕ от 26.11.36 г.) задерживаетс€ и проваливаетс€ [прикрыва€сь] недостатком производственных мощностей, благодар€ чему сроки, устанавливаемые ѕравительством, срываютс€.

ƒовод€ об изложенном до ¬ашего сведени€, снова считаем, что при существующей организации производства на нашем заводе и пор€дках, программа работ 2-й бригады ÷ Ѕ, утвержденна€ ѕравительством, совершенно не обеспечена производственными возможност€ми и обречена на провал. ќпыт 2-х мес€цев 1936 года полностью доказал наши опасени€, высказанные ¬ам еще в декабре 1935 г.

ћы считаем создавшеес€ положение с самолетом 2-й бригады ÷ Ѕ исключительно угрожающим и просим ¬аших коренных решений и меропри€тий, обеспечивающих выпуск производством самолетов 2-й бригады ÷ Ѕ в установленные ѕравительством сроки» [17].

ќпасени€ ѕоликарпова полностью сбылись - сроки выпуска самолетов оп€ть были провалены. ÷ Ѕ-19 не вышел на испытани€ ни к 1 марту 1936 г., ни к 1 апрел€. ƒату начала заводских испытаний »-19 перенесли на декабрь 1936 г., а о сроках завершени€ постройки »-18 производство даже и не заикалось.

¬ марте 1936 г. —овет “руда и ќбороны (—“ќ) ———– дал указание начальнику √”јѕ ћ.ћ. агановичу разобратьс€ с причинами систематического срыва сроков предъ€влени€ ÷ Ѕ-19 на испытани€. ѕосле переписки с дирекцией завода в ответном письме в —“ќ  аганович пообещал, что ÷ Ѕ-19 (»-17 2-й экземпл€р) будет выпущен к 1 ма€ и передан на государственные испытани€ к 15 июн€ 1936 г.

¬ апреле 1936 г. самолет вывели на аэродром и 1 ма€ 1936 г. с блеском показали на воздушном параде.

ѕри испытани€х »-17 удалось достичь максимальной скорости 485 км/ч на высоте 4400 м и потолка 10000 м. —амолет имел хорошую управл€емость и устойчивость, легко выходил из штопора [18]. ¬.ѕ.„калов так охарактеризовал самолет: «»-17 против »-16 как "Ћинкольн" против "‘орда"» (были такие легковые автомобили) [6].

Ќо вы€вились и недостатки: плохо работал пневматический механизм уборки шасси, радиаторы текли и надежно не фиксировались в заданном положении, вода и масло перегревались. ¬прочем, это были обычные «детские болезни», на устранение которых требовалось только врем€ и нормальна€ обстановка на заводе.Ќо на  Ѕ ѕоликарпова обрушилс€ р€д проблем.

«ƒалее нашему коллективу становилось работать все труднее, - вспоминал ƒ.Ћ.“омашевич. - ¬.ѕ.„калов зан€лс€ рекордными перелетами. «»ли грудь в крестах, или голова в кустах», - так он выразил свои стремлени€. Ќа »-17 с новым шасси (÷ Ѕ-19. - ¬.».) он сделал только первый полет, наиболее щедро оплачиваемый, а дл€ прочих полетов предложил подобрать другого летчика. “акого долго не находилось, так как «сливки» с самолета уже были сн€ты. ѕришлось разными пут€ми оформить возможность сделать вторично «первый вылет» и тогда начал облетывать самолет »-17 весьма опытный и квалифицированный летчик ÷ј√» ѕопов. ¬се это нервировало Ќикола€ Ќиколаевича...

“рудности нас не оставили. Ќа заводе не было помещений дл€  Ѕ » мы разместились в небольших комнатках. Ќе было никаких лабораторий.

¬есной разбилс€ т. ѕопов, перегон€€ по заданию ÷ј√» какой-то самолет, и »-17 осталс€ оп€ть без летчика. Ќаконец-то в 1937 г. нашли летчика —узи, который согласилс€ закончить облет самолета. ѕомню, что он с прекрасным результатом провел стрельбы, но вскоре был арестован (потом его освободили. - ¬.».). ¬ышло так, что некому было перегнать »-17 на аэродром в ўелково» [6].

¬се это сильно замедлило испытани€ самолета.

 






–асписание движени€ автобусов. –асписание автобусов витебск москва transbus.by. . https://region-ts.com трубы в ппу.