Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-17 (ЦКБ-19)

Кроме того, по своим характеристикам И-17 несущественно превосходил строившийся крупными сериями И-16. Поэтому на государственные испытания решили передавать самолет, к которому ВВС проявляли хоть какой-то, пусть даже весьма небольшой интерес, -
ЦКБ-19бис. А истребитель И-17 (ЦКБ-19) в 1937 г. без вооружения как гоночный самолет отправили на Парижскую авиационную выставку.

И-17 в экспозиции советского павильона на Парижской авиационной выставке. 1937 г.

Нагляднее всего политика ВВС в отношении пушечных самолетов представлена в письме Поликарпова Смушкевичу, написанном в конце 1937 г.: «...Директор завода № 21 и я ставили Правительство и Наркома обороны в известность и указывали на недопустимую недооценку пушечных самолетов в УВВС. К этой же категории относится пушечный самолет И17 с мотором-пушкой. ВВС усиленно игнорировали этот самолет, прикрываясь сначала ненужностью его при серийном производстве И16, хотя И16 был в то время со стрелковым вооружением, а затем потеряли к нему интерес, уже базируясь на том, что ведь имеется И16 с пушками, совершенно намеренно затушевывая вопрос о совершенно различных схемах размещения пушек и вопрос об исключительной меткости самолета с мото-ром-пушкой» [19].

Заводские испытания ЦКБ-19бис начались в октябре 1936 г. При этом также были проблемы с обеспечением надежной работы механизма уборки шасси, с радиаторами. Летчики находили кабину тесной (отмечу, что кабина И-17 была лишь немного уже кабины истребителей «Як» времен Великой Отечественной войны, т.е. в основном это мнение основывалось на психологии восприятия кабины после перехода на ЦКБ-19 с И-16).

Перед выселением бригады № 2 с завода № 39 эту тему хотели вообще закрыть. Наркомат в справке о состоянии опытного самолетостроения от 9 ноября 1936 г. вышел с предложением прекратить заводские испытания И-17бис (ЦКБ-19бис), так как он имеет тесную кабину, некоторые дефекты конструкции и, главное, не превосходит И-16. Однако испытания продолжили.