Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-301 ЛаГГ-3

В октябре 1940 г. завершились испытания второго опытного экземпляра истребителя И-301, который под маркой ЛаГГ-3 был принят для серийного производства на ленинградском авиационном заводе № 23.



По предложению наркомата в ноябре 1940 г. на выпуск ЛаГГ-3 перевели и завод № 21, куда срочно выехал А.С.Лавочкин с частью КБ, вскоре назначенный главным конструктором завода, затем, с декабря, постройку ЛаГГ-3 начал завод № 31 в г. Таганроге, ас 1941 г. - заводы № 153, № 165, №463.

Производство И-180 продолжалось до середины декабря 1940 г., постепенно затухая. Немалую роль в отказе от этой машины сыграло муссировавшееся мнение директора завода №21 о якобы сложной конструкции И-180, неверие в перспективы дальнейшего развития машины с мотором воздушного охлаждения.

Существовал и еще один субъективный фактор. К этому времени Николай Николаевич завершил проек-

тирование и начал постройку нового опытного истребителя И-185 с гораздо более высокими летными характеристиками. Стали считать, что при наличии И-185 строить И-180 бессмысленно, забывая о времени, необходимом на подготовку производства.

Имел ли ЛаГГ-3 существенное превосходство над И-180? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Даже беглый анализ летных характеристик свидетельствует о том, что на высотах свыше 5000 м И-180 превосходил по скорости истребители Як-1 и ЛаГГ-3 образца 1941 г. К тому же из новых советских истребителей 1940 г. И-180 оказался одним из самых легких: его полетный вес составлял 2256-2400 кг, чем обеспечивалась неплохая маневренность. Время набора высоты 5000 м у И-180 было наименьшим по сравнению с другими машинами. В целом, И-180 превосходил немецкий истребитель Мессершмитт Bf-109E-3, немного уступая в скорости новейшей модификации F-4.

Первые серийные экземпляры ЛаГГ-3 не отличались лучшей надежностью, чем И-180; по данным ВВС ЛаГГ-3 имел 101 неустраненный дефект [82]. Впрочем, с истребителями других конструкторов положение вряд ли было лучше. В документах ВВС указывалось: «Самолет ЯК-1 запущен в серийное производство не-доведенным. В процессе заводских и государственных испытаний по состоянию на 1 декабря 1940 г. было выявлено 114 дефектов» [83].