Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

И-200

Начавшаяся в сентябре 1939 г. Вторая мировая война заставляла спешить. К октябрю разработка эскизного проекта И-200 была в основном завершена. Длина машины равнялась 8,1 м, размах - 10,2 м.

«Проектируемый самолет И-200 представляет собой скоростной истребитель с мотором жидкостного охлаждения АМ-37 (семейства АМ-34) с N=1400 л.с. на Н=6000 м. Основным преимуществом его является: высокая максимальная скорость Умакс=670 км/ч на Н=7000 м (без ТК) и хорошая скороподъемность (взлет на высоту Н=5000 м происходит за время Т=4,6 мин, на Н=7000 м - за Т=6,8 мин)... Вооружение самолета состоит из 2-х пулеметов ШКАС и одного крупнокалиберного пулемета Березина...

Конструкция самолета И-200 предусматривает возможность установки 2-х ТК-35, повышающих максимальную скорость самолета до Умакс=717 км/ч на Н=11600 м. Установка мотора АМ-37 на нашем самолете гарантирует возможность дальнейшего увеличения его летных качеств за счет предусматриваемого заводом № 24 форсирования мощности мотора АМ-37 до N=1900 л.с. (к концу 1940 г.).

В основу конструкции положено четкое разделение самолета на законченные конструктивные и производственные агрегаты. Отъемные консоли, разъемный фюзеляж (хвост - деревянный, передняя часть -металлическая) и одностоечное шасси с весьма простой кинематикой открывают широкие возможности массового производства с эффективным использованием производственных площадей. Небольшое количество весьма простых соединений позволяет легко и быстро производить замену выбывающих частей в любых эксплуатационных условиях», - писал Николай Николаевич в «Докладной записке к эскизному проекту самолета И-200 с мотором АМ-37» [5, 6].

Хотя характеристики самолета были многообещающими, Поликарпов не спешил передавать проект И-200 для утверждения в наркомат. Проведенный им анализ основных тенденций развития авиации показал перспективность повышения удельной нагрузки на крыло для дальнейшего повышения летных качеств самолета. Поэтому он решил перепроектировать крыло, уменьшив его площадь. К тому же, по-видимому, Николай Николаевич хотел унифицировать конструкцию с крылом истребителя И-185. Однако воплотить задуманное не удалось.

Незадолго до этих событий, 23 августа 1939 г., был заключен пакт о ненападении между Германией и СССР. При этом каждая из сторон преследовала свои далеко идущие политические цели. 28 сентября 1939 г. Председатель Совета Народных Комиссаров и нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов и министр иностранных дел Германии фон Риббентроп обменялись письмами, содержавшими пожелания заключить двухстороннее всеобъемлющее экономическое соглашение. Германия остро нуждалась в сырье, продовольствии. СССР надеялся получить доступ к передовым немецким технологиям (прежде всего в военной сфере и приборостроении). Для выяснения потенциальных возможностей каждой из сторон в октябре 1939 г. приняли решение обменяться экономическими делегациями.

Советскую делегацию возглавил член ЦК ВКП(б) И.В.Тевосян. В ее состав включили руководителей различных отраслей промышленности, конструкторов, специалистов, сотрудников научно-исследовательских институтов, в том числе в авиационную группу -А.И.Гусева, П.В.Дементьева, В.П.Кузнецова, А.Д.Швецова, А.С.Яковлева, Н.Н.Поликарпова и др. Приглашение, а, фактически, приказ принять участие в работе делегации, Николай Николаевич получил в самый последний момент. Времени на сборы было отведено крайне мало. Конструктор Андрианов, занимавшийся эскизным проектом И-200 («X»), вспоминал: «Как-то на подходе к моей комнате я встретил Поликарпова и Тетивкина. Поликарпов Н.Н. сказал мне: "Так я и не пришел посмо-

треть, что у Вас получилось, придется посмотреть после моего приезда"» [7].

Уезжая в командировку, Николай Николаевич дал указание с проектом машины «X» до его возвращения никого не знакомить, составил инструкции по текущей деятельности конструкторского бюро. Он назначил исполняющими обязанности главного конструктора за время своего отсутствия по заводу № 1 М.Н.Тетивкина, по заводу № 22 - Н.А.Жемчужина, письменно известив об этом дирекцию завода № 1 и наркомат.