8.1. Общие сведения об организации радиосвязи в авиацииАвиационное радиосвязное оборудование предназначено для обеспечения двухсторонней радиосвязи между экипажем самолета и наземными пунктами управления, между экипажами нескольких самолетов в полете, для внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа, оповещения пассажиров и подачи сигнала бедствия с места вынужденного приземления или приводнения. Комплекс технических средств, обеспечивающих передачу необходимой информации, называется каналом связи. Каналы связи могут быть проводными с применением проводов, кабелей, волноводов и беспроводными — с применением электромагнитных волн. Вполне естественно, в авиации внешняя связь осуществляется по беспроводным каналам. Проводные каналы связи используются в системах самолетных переговорных и громкоговорящих устройств. Условно радиосвязь можно подразделить на ближнюю и дальнюю. Ближняя связь обеспечивается командными радиостанциями, дальняя — радиостанциями дальней связи."Для подачи сигнала бедствия и радиотелефонной связи экипажа самолета, потерпевшего аварию*или выполнившего вынужденную посадку, используются аварийные радиостанции индивидуального или группового применения. Связь может быть организована по радиосетям и радионаправлениям. Радиосеть образуется группой радиостанций, которые должны поддерживать между собой связь по общим для них радиоданным (частота, позывной, шифр, код, распорядок работы и т. д.). Связь по радионаправлению характеризуется тем, что каждый канал связи обслуживают специально выделенные радиосредства с самостоятельными радиоданными. Для внутрисамолетной телефонной связи между членами экипажа применяются самолетные переговорные устройства типа СПУ. На пассажирских самолетах необходимая информация передается в салоны с помощью самолетных громкоговорящих устройств (СГУ). Поскольку любая радиостанция имеет в своем составе радиопередающие и радиоприемные устройства, рассмотрим принцип их действия, а затем работу конкретных образцов отечественных радиостанций.
|