Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Среди многочисленных признаков, по которым можно классифицировать самолеты, наиболее важным является назначение. Этот признак определяет летно-технические характеристики, размеры и компоновку самолета, состав оборудования на нем и пр.

Рис. 1.3. Самолет-биплан


По этому признаку все самолеты можно разделить на гражданские. и военные. В каждой из этих групп самолеты можно классифицировать и по специальным задачам, которые они должны выполнять. Чем шире становится круг таких задач, тем, очевидно, необходимее большая специализация самолетов.


Военные самолеты
Современные военные самолеты, несмотря на большое разнообразие боевых задач, которые они выполняют, можно представить следующими типами: истребители, бомбардировщики, разведчики, военно-транспортные, учебно-тренировочные и самолеты специального и вспомогательного назначения.
Истребители предназначены для уничтожения самолетов и других летательных аппаратов противника в воздухе. Они выполняют задачи против воздушной обороны наземных войск, коммуникаций, административных и промышленных центров. Так как истребитель предназначен для ведения воздушного боя, то он должен обла-дать возможно большими горизонтальной и вертикальной ско-ростями, большим потолком, высокой маневренностью, должен иметь эффективное современное вооружение.
По роду боевой работы современные истребители можно разделить на следующие типы:

Рис. 1.4. Истребитель

истребители ПВО, или перехватчики, для перехвата и уничтожения бомбардировщиков или ракетоносителей противника; фронтовые — для завоевания господства в воздухе над полем боя и в тактической глубине обороны; истребители-бомбардировщики — для уничтожения живой силы противника, его военной техники и укреплений в зоне боевых операций и на оперативной глубине (рис. 1.4).
Каждый из этих типов истребителей имеет специфические особенности.
Так, например, для истребителя-перехватчика наряду с большой горизонтальной скоростью необходима большая вертикальная скорость набора высоты (скороподъемность), маневренность и высота полета, для истребителя-бомбардировщика—достаточный радиус действия я грузо-подъемность, для фронтового истребителя — возможно более высокая маневренность.
Скорости и дистанции воздушного боя в современных условиях требуют применения на истребителях реактивного оружия и специальных средств наведения и управления огнем.
Бомбардировщики, или ракетоносцы служат для разрушения в тылу противника коммуникаций, промышленных, энергетических сооружений и других целей, имеющих военное значение, а также для бомбардировки войск и укреплений. Различают тактические и стратегические бомбардировщики (рис. 1.5).
Тактические бомбардировщики, к которым относятся и истребите- ли-бомбардировщики, предназначены для штурмовых действий против наземных и морских целей, удаленных от линии фронта на расстояния, обусловленные специальными требованиями. В этой зоне обычно оперируют мощные средства ПВО, поэтому бомбардировщики должны обладать качествами, позволяющими им успешно.избегать поражений средствами ПВО противника. В случае необходимости бомбардировщикам приходится вести воздушный бой, поэтому они должны иметь большую горизонтальную скорость, приближающуюся к скорости истреби-телей, большую рабочую высоту, сильное оборонительное вооружение.




Рис. 1.5. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец. а, б — различные аэродинамические схемы
 


К этой группе относятся и гидросамолеты аналогичного назначения, базирующиеся на речных, озерных и морских аэродромах.
Стратегические бомбардировщики, или ракетоносцы предназначены для нападения на важнейшие военные объекты и экономические центры, расположенные в глубоком тылу противника на больших расстояниях от линии фронта или государственной границы. В соответствии с таким назначением они обладают большой грузоподъемностью, что и определяет их размеры.
Максимальная скорость стратегических бомбардировщиков должна обеспечивать вероятность прохода ими зоны ПВО противника.
Современные стратегические бомбардировщики-ракетоносцы обладают способностью совершать длительные полеты на сверхзвуковых скоростях на малых и больших высотах, что значительно затрудняет их обнаружение радиолокационными средствами.
Кроме бомб, стратегические бомбардировщики вооружаются ракетами класса «воздух — поверхность», а наличие у них на борту совершенного оборудования для обнаружения цели и наведения ракет позволяет им наносить удары без захода в зону действия средств ПВО противника.
Разведчики — преимущественно сухопутные самолеты, имеющие специальное оборудование для разведки в зоне фронта и в тылу противника.
Военно-транспортные самолеты (рис. 1.6) предназначены для пере-7 броски по воздуху войск и значительной части боевой техники, вклю/ чая артиллерию, танки и ракетные комплексы. В соответствии с указанными задачами широко применяются стратегические, тактические й фронтовые военно-транспортные самолеты.
Все эти самолеты должны позволять сбрасывание на парашютах личного состава войск, снаряжения и техники, а также использование их в качестве топливозаправщиков, санитарных и для выполнения других функций.

В мирных условиях воеино-транспортные самолеты широко используются в народном хозяйстве как транспортные средства.
В настоящее время интерес вызывают вертикально-взлетающие и с малой длиной разбега военно-транспортные самолеты.
 



Рис. 1.6. Военно-транспортный самолет


Специализированные самолеты предназначены для выполнения различных вспомогательных функций, например для связи, наблюдения с воздуха, корректировки действий артиллерии и ракет и пр.


Гражданские самолеты

Основное назначение гражданских самолетов — перевозка пассажиров, почты и грузов, выполнение различных народнохозяйственных задач. В соответствии с назначением различают самолеты пассажирские, грузовые, учебные, самолеты различного народнохозяйственного назначения и экспериментальные.
 



Рис. 1.7. Межконтинентальный пасса- Рис. 1.8. Дальний магистральный пассажирский самолет жирский самолет


Пассажирские самолеты в зависимости от протяженности обслуживаемых ими линий и грузоподъемности разделяют на следующие классы:
Межконтинентальные самолеты (рис. 1.7), с дальностью полета до 12000 км и коммерческой нагрузкой около 20 т, обслуживают межконтинентальные линии, например Европа — Африка, Европа—Америка, Европа — Азия и др. Эти самолеты обычно имеют четыре и более двигателей (турбовинтовых, турбореактивных и турбовентиляторных), что повышает безопасность полета в случае отказа одного или двух дви-гателей.
Магистральные самолеты, обслуживающие линии большой протяженности, подразделяют на три типа.
1. Дальние магистральные самолеты (см. рис. 1.2 и рис. 1.8), обслуживающие линии большой протяженности, пролегающие над одним континентом или в пределах одной страны с дальностью полета до 6000 км и коммерческой нагрузкой по-рядка 12—15 т, включая 100— 120 пассажиров. Эти самолеты имеют обычно три-четыре двигателя (ТВД, ТРД,
ТВРД).
2. Магистральные самолеты средней дальности до 4000 км, с коммерческой нагрузкой 9—12 т, включая 100 пассажиров. Такие самолеты обычно имеют два-четыре двигателя (ТВД,
ТРД, ТВРД).
3. Магистральные самолеты малой дальности (рис. 1.9) до 1000—1500 км, с коммерческой нагрузкой 3-f-5 т, включая 40—50 пассажиров. Самолеты имеют два-три двигателя (ТВД, ТВРД)'. Эти самолеты могут эксплуатироваться на грунтовых аэродромах.
Межконтинентальные и магистральные пассажирские самолеты с дозвуковыми скоростями полета часто используются на авиалиниях с небольшой дальностью, но с большим грузопассажирским потоком.
В последние годы стало известно о проектировании пассажирских самолетов (аэробусов), на 300—700 пассажиров, которые предполагается использовать на воздушных линиях так же, как организовано автобусное движение между городами на земле.
Наряду с дальнейшим совершенствованием межконтинентальных и магистральных пассажирских самолетов большой дальности с дозвуковыми скоростями полета в настоящее время создаются сверхзвуковые пассажирские самолеты, например Ту-144 (рис. 1.10).
Пассажирские самолеты местных линий (рис. 1.11)—самолеты с дальностью полета до 1000 км при 4—16 пассажирах. Эти самолеты
 



Рис. 1.10. Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144
 


имеют один или два двигателя. В последние годы за -рубежом, особенно в США, появилось много самолетов для личного пользования на 4— 8 пассажиров.
Грузовые самолеты (см. рис. 1.6) предназначены для перевозки различных грузов и могут существенно различаться как по своим размерам, так и по грузоподъемности. Во всех случаях они должны быть экономически рентабельными, иметь большие внутренние объемы в фюзеляже, позволяющие размещать самые разнообразные грузы, а также располагать автономными средствами, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку.
Типичным представителем такого класса самолетов в СССР является самолет Ан-22 («Антей») конструктора О. К- Антонова. В его грузовой кабине можно перевозить три больших автобуса.
Учебные самолеты служат для подготовки и тренировки летного состава в летных школах военной и гражданской авиации.
Различают учебные самолеты первоначального обучения и учебнотренировочные. Оба типа двухместные (инструктор и обучающийся). Учебно-тренировочные предназначены для тренировки летчиков с целью поддержания летного мастерства, а также для использования в качестве переходного типа от самолета первоначального обучения к самолетам, находящимся в эксплуатации.
Самолеты народнохозяйственного назначения — специализированные самолеты: сельскохозяйственные, санитарные, для охраны лесов от пожаров и вредителей, разведчики для обнаружения косяков рыб, для ледовой разведки, для аэросъемочных работ и др.
Экспериментальные самолеты служат для различных исследований, а также для достижения наибольших летных показателей. Например, самолет Х-15 (США) был построен для достижения больших скоростей и высот, что требовалось для решения проблемы создания воздушно-космических самолетов.