Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

САМОЛЕТЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ

В настоящее время необходимость создания самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) получила всеобщее признание. Известно, что для обеспечения разбега при взлете и пробега после приземления современных скоростных самолетов нужны дорогостоящие бетонированные взлетно-посадочные полосы длиной в три и более километров. Для самолетов, способных совершать взлет и посадку по вертикали, не требуются аэродромы и их довольно сложное наземное оборудование.

Работы над созданием СВВП были начаты еще в 50-е годы этого столетия.
Успехи в развитии реактивных авиационных двигателей, широкое развертывание аэродинамических исследований и конструкторских разработок способствовали появлению первых опытных образцов СВВП в сравнительно короткие сроки.
Учитывая достоинства вертикально-взлетающих самолетов и потребность в них народного хозяйства, а тем более военно-воздушных сил, авиационные конструкторы различных стран начали работать над созданием СВВП. Важным преимуществом применения СВВП является, наряду с безаэродромной их эксплуатацией, возможность достижения значительно больших скоростей и дальностей полета по сравнению с вертолетами.
Для того чтобы самолет мог взлететь по вертикальной траектории, необходимо, чтобы его силовая установка развивала тягу, превышающую
вес самолета. Таким образом, тяговооруженность вертикально взлетающего самолета должна быть больше единицы:
= 1,3-*-1,40.
Вертикальный взлет и посадку СВВП могут производить при вертикальном или горизонтальном положении фюзеляжа, как это показано на рис. 1.23.
При первом способе самолет совершает взлет и посадку, сохраняя вертикальное положение фюзеляжа, а при переходе к горизонтальному полету и затем снова к вертикальной посадке весь самолет поворачивается относительно поперечной оси (см. рис. 1.23,а).
 



Рис. 1.23. Различные способы вертикального взлета:
я—при вертикальном положении фюзеляжа; б—при горизонтальном положении фюзеляжа*. 1—вертикальный участок*. 2—переходный участок


При втором способе взлета и посадки (см. рис. 1.23,6) самолет сохраняет на всех этапах взлета горизонтальное положение фюзеляжа. Необходимая для вертикального взлета и посадки тяга получается: поворотом винтов или двигателей, поворотом крыла вместе с установленными на нем двигателями, отклонением сопел двигателей для изменения направления вектора тяги, отклонением потока газов, обтекающих крыло— при помощи реактивных двигателей или закрылков. Возможны также взлет и посадка только на подъемных двигателях (рис. 1.24).
Построенные экспериментальные и опытные СВВП можно классифицировать * по способу взлета и посадки и принципу создания тяги при взлете и посадке, как это представлено на рис. 1.25.
Характерными для СВВП являются режимы вертикального взлета и посадки, а также переходные режимы от вертикального взлета к горизонтальному полету и от горизонтального полета к вертикальной посадке. На этих режимах требуются специальные управляющие устройства, обеспечивающие устойчивость и управляемость самолета, так как обычные аэродинамические органы устойчивости и управляемости становятся неэффективными из-за малой скорости полета. Рассмотрим некоторые * Е. И. Ру ж и цк ий. Безаэродромиая авиация. М., Оборонгиз, 1959. конструктивные особенности СВВП, отличающие их от обычных самолетов.
На рис. 1.25, а показана схема СВВП с турбовинтовым двигателем и соосными винтами. Установка соосных винтов, вращающихся в противоположном направлении, позволила устранить действие на самолет реактивного крутящего момента.


Среди экспериментальных и опытных образцов СВВП в последние годы все чаще встречаются самолеты с реактивными двигателями.
Управление такими самолетами при вертикальном взлете и посадке может осуществляться газовыми рулями, установленными в сопле маршевого двигателями струйными рулями (рис. 1.26). Струйные рули представляют собой реактивные сопла, к которым от компрессора турбореактивного двигателя подается сжатый воздух.
Наряду с управлением относительно трех осей для СВВП необходимо и регулирование тяги двигателей при вертикальном взлете и посадке.


На реактивном двигателе вертикальную тягу на взлете и посадке можно получить отклонением вниз потока газов турбореактивного двигателя при помощи специальных устройств в виде поворачивающихся лопаток (дефлекторов), установленных в выходном сопле двигателя
 






https://los-servis.ru/12-remont-septika ремонт септиков сервисные работы ivsoil цена.