Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

УПРАВЛЯЕМЫЕ СНАРЯДЫ

Управляемый снаряд любого назначения должен донести до заданной цели полезный груз — боевую часть, научную аппаратуру, фотоаппараты и т. д. Этот полезный груз размещается в специальном отсеке.
Тяга, необходимая для движения аппарата, создается силовой установкой, состоящей из двигателя и топливной системы.
Для управления полетом, наведения аппарата на цель или вывода его в заданную точку необходимо наличие системы управления полетом — совокупности устройств и приборов.
Система управления может полностью размещаться на борту самого снаряда или частично на снаряде и вне его.
Стартовое оборудование состоит из устройств для транспортировки, пусковых устройств, системы контроля и наблюдения за ракетой в полете.
В зависимости от величины заданного полезного груза и заданной дальности снаряда определяют необходимое количество топлива. С увеличением дальности снаряда увеличивается потребное количество топлива, а следовательно, и стартовый вес снаряда. Стартовый вес снаряда можно существенно уменьшить, если сделать его составным (многоступенчатым). Каждая часть такого снаряда (ступень) имеет свой двигатель и топливную систему.


Рис. 1.35. Схема последовательного соединения ступеней на многоступенчатых снарядах:
I, II, III — ступени снаряда
 

 

Основное преимущество составного снаряда заключается в том, что по мере выгорания горючего каждой ступени они последовательно отделяются и тяга двигателей расходуется только на увеличение скорости частей, которые используются или будут использоваться в дальнейшем полете снаряда. Таким образом, до заданной скорости разгоняется только последняя ступень снаряда с полезным грузом. Применяя составные снаряды, можно получить космические скорости, тогда как одноступенчатые снаряды на обычном химическом топливе достичь таких скоростей
не могут. Ступени снаряда могут присоединяться последовательно (тандемное соединение) и параллельно (пакетное соединение)