УПРАВЛЕНИЕ БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИСистема управления летательным аппаратом — это совокупность устройств и оборудования, обеспечивающих полет по заданной программе, т. е. путем соответствующего регулирования управляющих сил и управляющих моментов.
Для решения этой задачи аппаратура системы управления производит следующие операции:
1) непрерывно измеряет отклонения параметров движения центра масс от требуемого (заданного) закона;
2) в соответствии с величиной этого отклонения вырабатывает управляющие сигналы и подает их на органы управления;
3) обеспечивает угловую стабилизацию аппарата.
Траектории полета пилотируемых летательных аппаратов могут быть самыми разнообразными, так как они произвольно определяются летчиком.
Траектория полета автоматически управляемого летательного аппарата должна быть подчинена определенным закономерностям.
Способ создания управляющих сил и моментов, а следовательно, и применяемые органы управления и стабилизации зависят от типа и схемы летательного аппарата.
Управление при помощи управляющих поверхностей (рулей) применяется для крылатых летательных аппаратов, летающих в атмосфере земли при достаточных значениях скоростного напора. Расположение управляющих поверхностей на крылатых аппаратах различных схем
Рис. 1.41. Подвеска снаряда «воздух — воздух» на самолете
приведены на рис. 1.42. Для летательных аппаратов, летающих в разреженных слоях атмосферы или в безвоздушном пространстве, управляющие поверхности мало эффективны или вообще бесполезны. Управление такими аппаратами производится либо путем изменения направления вектора тяги основного двигателя, либо специальными управляющими двигателями.
Наиболее распространенные способы создания управляющих воздействий приведены на рис. 1.43.
В зависимости от места и способа формирования сигнала наведения и от того, какие физические принципы используются для визирования цели и снаряда и для определения их координат, все системы управления можно разделить на следующие классы.
Автономные системы. Все устройства, формирующие управляющий сигнал, находятся на борту снаряда и в процессе полета не получают никакой информации от цели, командного пункта или другого источника информации (например, от радиомаяка). Наведение на цель производится по заранее заданной программе.
К числу автономных систем управления относятся гироскопические, инерциальные, астронавигационные, допплеровские, радиолокационные системы непосредственного наблюдения местности.
Системы самонаведения. Устройства, находящиеся на борту снаряда, визируют цель и получают информацию непосредственно от нее. Здесь же вырабатывается и сигнал наведения. Различают активные, полуактивные и пассивные системы самонаведения, причем пассивные системы по заложенному в них физическому принципу При активной системе облучающий цель источник энергии находится на борту аппарата.
Системы телеуправления. Бортовые устройства получают информацию (командные сигналы или опорные сигналы) от источника, находящегося вне снаряда, — с командного пункта, радиомаяков и т. п., но не получают информации непосредственно от цели.
К числу таких систем относятся системы управления по радиолучу, командные системы (визуальные, радиолокационные, телевизионные) и др. Часто применяют комбинированные системы управления, представляющие собой сочетание двух или трех отдельных систем.
|