АВИАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫМатериалы, используемые в конструкции самолета, должны обладать следующими свойствами:
— высокими физико-механическими характеристиками при минимальном весе как в условиях обычных температур, так и в условиях аэродинамического нагрева конструкции;
— высокими технологическими свойствами для обработки применяющимися на самолетостроительных заводах технологическими процессами (резание, давление, сварка и пр.);
— возможно более простой защитой их поверхностей от коррозии.
Рис. 1.58. Расчленение конструкции самолета на агрегаты, панели и секции: /—агрегаты; 2—секции; 3—панели
Кроме того, при выборе того или иного материала следует учитывать его стоимость и дефицитность. Для оценки пригодности того или иного материала пользуются понятием его удельной прочности. Удельная прочность материала выражается отношением предела прочности к его удельному весу <Tb/y- Это выражение может быть получено из известных формул, связывающих площадь сечения и вес детали
Представление о величинах удельной прочности основных авиационных материалов дает табл. 1.1*.
Прочность и, следовательно, удельная прочность материала существенно изменяются с изменением температуры (рис. 1.50).
Для конструкций самолетов, подвергающихся в полете аэро-динамическому нагреву, выбор материалов необходимо произво-дить с учетом влияния высоких температур на их характеристики.
Как видно из графика на рис. 1.59, при температурах 200— 500° С в конструкции самолета могут быть использованы легиро-
* Данная таблица показывает лишь возможности, заключенные в данном материале, которые не всегда удается реализовать на практике в конкретной конструкции.
Рис. 1.59. Влияние температуры нагрева на предел прочности различных металлов и их сплавов:
ЗОХГСНА, ЗОХГСА—легированные стали; ВТ14, ТВЗ-1—титан; Xi8H9T—нержавеющая сталь; В95-Т, Д19П, Д)6А-ТН—алюминиевые сплавы; ВМ65-1, МА8—магниевые сплавы
|