РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ И ИХ НОРМИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ НАГРУЗОКРасчет прочности конструкции любого изделия машиностроения можно производить следующими двумя способами:
1) по действующим эксплуатационным нагрузкам определить размеры сечения элементов конструкции таким образом, чтобы действующие напряжения в них были равны или несколько меньше допускаемых, которые должны быть ниже разрушающих. Такой споооб расчета принят в общем машиностроении.
2) по разрушающим (расчетным) нагрузкам определить размеры сечений конструктивных элементов таким образом, чтобы напря-жения в них были равны разрушающим.
Этот способ принят в самолетостроении, и обычно результаты расчетов по этому способу хорошо совпадают с результатами статических испытаний конструкций на прочность.
При эксплуатационных нагрузках в конструкции не должны возникать остаточные деформации, поэтому допустимые напряжения в ее элементах не должны превышать предела пропорциональности материала.
В этом случае коэффициент безопасности
Л = 3в/3р-
где 0В и 0Р — временное сопротивление материала и предел его пропорциональности соответственно.
Результаты расчетов могут быть проверены статическими испытаниями конструкции (при постепенно увеличивающейся нагрузке) до разрушения.
Такие агрегаты, как шасси, топливные баки, рамы установки двигателей и пр., подверженные динамическим (ударным, вибрационным) нагрузкам, после соответствующих расчетов подвергаются также динамическим испытаниям. Шасси, например, испытывают на копрах. Испытание заключается в том, что стойку шасси вместе с пневматиком сбрасывают с некоторой высоты на неподвижную плоскость и замеряют полученные при этом нагрузки и деформации.
Итак, расчет конструкции самолета на прочность производится по расчетным нагрузкам
V 4=fY3=nvG.
Полученные напряжения сравниваются с разрушающими (для данного элемента) напряжениями.
Величина коэффициента безопасности для современных конструкций самолетов находится в пределах 1,5—2,0 и устанавливается для каждого расчетного случая.
При высоких температурах и ползучести материала допустимые остаточные деформации и разрушающие напряжения в конструкции определяются еще сроком службы самолета, т. е. суммарным временем действия нагрузок.
НОРМИРОВАНИЕ НАГРУЗОК
Конструкция самолета в зависимости от условий и режимов полета самолета испытывает различные по направлению и величине нагрузки.
Естественно, что из всего многообразия случаев нагружения необходимо определить такие, которые соответствовали бы наиболее тяжелым условиям работы основных частей самолета. Такие случаи называются расчетными и они определяются для каждого агрегата самолета по нормам прочности, представляющим собой свод обязательных положений, регламентирующих для расчета на прочность и испытаний внеш-ние нагрузки на самолеты и его агрегаты.
Нормы прочности непрерывно изменяются и уточняются на основе опыта эксплуатации самолетов, экспериментальных исследований спектров нагрузок и испытаний конструкций, а также теоретических и экспериментальных исследований в различных областях авиационных наук.
|