СХЕМА СВЯЗЕЙ РАДИООБОРУДОВАНИЯ САМОЛЕТА ЯК-18ТРис. 1.1 Схема связей радиооборудования самолета Як-18ТРис. 1.1 Схема связей радиооборудования самолета Як-18Тей радиооборудования самолета Як-18Т (рис.1.1).
Для лучшего восприятия информации, представленной на рис.1.1, каждое оборудование окрашено в свой цвет. Кроме того, блок усилителя СПУ и УКВ радиостанция изображены в виде обобщенных структурных схем, с помощью которых, можно проследить воздействие соответствующих органов управления на их работу.
В центральной части рисунка приведена структурная схема блока усилителя СПУ (выделено розовым цветом).
Блок усилителя СПУ состоит из усилителя СПУ и двух разделительных усилителей. При ведении переговоров между пилотами, сигналы речевых сообщений после предварительного усиления в микрофонных усилителях, встроенных в микрофоны, проходят на усилитель СПУ. С выхода усилителя СПУ, сигналы, разветвляясь, проходят через регуляторы «СПУ» на разделительные усилители и далее, на телефоны абонента и на свои телефоны - для самопрослушивания. По наличию самопрослушивания, пилот контролирует работоспособность канала передачи сообщений.
Через разделительные усилители, кроме сигналов речевых сообщений, проходят также звуковые сигналы с выхода:
- маркерного приемника (МРП);
- приемника радиовысотомера (РВ);
- системы сигнализации критического угла атаки (ССКУА-1);
Рис. 1.1 Схема связей радиооборудования самолета Як-18Т
- курсового приемника (КРП);
- приемника автоматического радиокомпаса (АРК).
В последнем случае, для подключения выхода приемника АРК к разделительным усилителям, переключатель «РК» на абонентском щитке
СПУ-9 переводится в верхнее положение.
В случае неисправности одного из разделительных усилителей, можно подключить телефоны авиагарнитуры к разделительному усилителю второго абонента, установив на своем абонентском щитке (АЩ) переключатель «РЕЗ» в верхнее положение.
Ведение внешней связи осуществляется через радиостанцию (выделено зеленым цветом). При нажатии на кнопку «РАДИО», напряжение питания («корпус» через нижние контакты кнопки) поступает на запуск передатчика и на подключение антенны в антенном коммутаторе (АК). Коммутатор представляет собой электронную схему [1]. Основными элементами схемы являются два полупроводниковых диода. Поступающее напряжение питания открывает диоды. В этом случае, высокочастотный сигнал с выхода передатчика беспрепятственно проходит через первый открытый диод на антенну, второй же открытый диод шунтирует вход приемника, что исключает возможность попадания сигнала с выхода передатчика на вход приемника. При отжатой кнопке «РАДИО», питающее напряжение снимается, диоды закрываются, и сигнал от антенны поступает на вход приемника.
Кроме того, при нажатой кнопке «РАДИО», «корпус» питания подается также, на реле Р. Срабатывание реле приводит к размыканию контактов а, отключая, тем самым, микрофонную цепь второго пилота от передатчика радиостанции. Следовательно, при ведении передачи командиром (его кнопка «РАДИО» нажата) второй пилот не сможет выйти в эфир.
Сигналы речевых сообщений на вход передатчика поступают через верхние контакты кнопки «РАДИО».
Исправность передатчика проверяется прослушиванием собственной передачи. С этой целью, в канале передатчика установлен детектор самопрослушивания (Дет. с/просл.), с выхода которого, сигнал речевого сообщения поступает на оконечный усилитель приемника, и далее, через разделительный усилитель блока усилителя СПУ, на телефоны гарнитуры.
Для подавления собственных шумов приемника (во время пауз при радиообмене) применяется схема подавления шумов (Схема ПШ).
Включение схемы осуществляется переключателем «ПШ», установленного на пульте управления радиостанцией. Схема ПШ производит сравнение уровня полезного сигнала с шумом. При превышении сигналом уровня шума в три и более раз, с выхода схемы подается напряжение, замыкающее электронный ключ (Кл.). Если же, на входе приемника слабый сигнал – ключ (Кл.) разомкнут. Следовательно, дальность связи (на прием) при включенной схеме подавления шумов уменьшается, так как при выключенной схеме этот слабый сигнал прослушивался бы. Поэтому, при настройке радиостанции на новую рабочую частоту, схема подавления шумов должна быть отключена. И только, убедившись в устойчивом приеме сигналов сообщения, можно включить схему подавления шумов.
Регулировка громкости прослушиваемых сигналов внутрисамолетной и внешней связи осуществляется раздельно регуляторами «СПУ» и «РАДИО», расположенных на абонентских щитках пилотов.
|