Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

ИСТРЕБИТЕЛЬ Лa-5

С этим стремительным самолетом гитлеровские летчики впервые встретились осенью 1942 г. и в полной мере оценили его летные и боевые качества. Маневренность и скорость, сильное вооружение — все это делало новый самолет С. А. Лавочкина Ла-5 грозным противником для недавно появившегося модифицированного немецкого истребителя Ме-109Г.
  «Внимание! В воздухе — Ла-5!» Эти предупреждения фашистским пилотам звучали в эфире в период Сталинградской битвы. Были среди них и машины, построенные на средства, собранные тружениками тыла. В одном из полков воевала эскадрилья Ла-5, имевшая надписи на фюзеляжах: «Валерий Чкалов». Такой подарок фронту сделали земляки знаменитого летчика. Один из этих самолетов с бортовым номером «75» получил в феврале 1943 г. будущий трижды Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб и открыл на нем счет своим боевым победам.
 

ИСТРЕБИТЕЛЬ Лa-5

Прошло немного времени, и молодой летчик, ставший уже командиром эскадрильи, получил новый Лa-5 — подарок от колхозника В. В. Конева. Об этом факте Иван Никитич написал в своих воспоминаниях: «К самолету, и каждому прибору и винтику я всегда относился бережно. А сейчас чувствовал особую ответственность за новую машину: ведь я знал, что и рабочие, и конструкторы будут следить за боевой работой машины, сделанной по заказу колхозника патриота. А как он и его односельчане будут ждать от меня писем с рассказами о боях!…»

 На подаренном самолете отважный летчик довел счет своих побед до 45. Позже на именном истребителе воевал другой советский ас — Кирилл Евстигнеев, сбивший 56 самолетов противника и закончивший войну дважды Героем Советского Союза.

Отличные летные качества и мощное вооружение Ла-5 помогали нашим летчикам уверенно бить врага. Много подвигов совершили они, но, пожалуй, один из ярчайших — последний бой старшего лейтенанта Александра Горовцв.

 Это случилось во время битвы на Курской дуге. Встретившись с большой группой немецких бомбардировщиков Горовец не растерялся и пошел в атаку. Один за другим рухнули на землю девять Ю-87 — пикирующих бомбардировщиков люфтваффе. Для их уничтожения старшему лейтенанту вполне хватило боезапеса Ла-5 — 340 снарядов. Охваченный азартом неравного боя, летчик не заметил приближения фашистского истребителя… Звание Героя Советского Союза Александру Гороецу было присвоено посмертно.

Как уже отмечалось, ряд недостатков, присущих ЛаГГ-3, привел к тому, что было принято решение снять его с производства, а завод передать для постройки истребителей другого КБ. Однако конструкторское бюро С. А. Лавочкина в кратчайший срок успело не только подготовить документацию, но и построить новую машину. Это был истребитель, чем-то напоминающий своего предшественника: почти те же хвостовое оперение и крылья, похожий фюзеляж овального сечения, а впереди вместо двигателя жидкостного охлаждения М-105 был установлен двигатель — двухрядная звезда воздушного охлаждения М-82 мощностью 1700 л. с. конструкции А. Д. Швецова.

   Небольшая бригада во главе с С. А. Лавочкиным, оставшаяся на заводе для доводки машины, днями и ночами готовила ее к испытаниям. В один из мартовских дней 1942 г. летчик-испытатель Г. А. Мищенко повел Ла-5 на взлет. Испытание новой машины для главного конструктора и его коллектива — всегда большое событие. Ну в теперь от их результата зависело само существование «фирмы».

  Заводские испытания Ла-5 оказались успешными. И я конце апреля Государственный Комитет Обороны принял постановление о проведении совместных государственных испытаний. На проверку Ла-5 было отведено всего пять летных дней.

Да, машина была хороша,— вспоминал впоследствии Герой Советского Союзе эаслужеииый летчик-испытатель СССР А. П. Якимов.— Удачно закапотированный мотор не казался большим. Сплюснутый с боков фюзеляж плавно сходил на нет у самого руля поворота. Никаких выступающих деталей. Воздухозаборник и маслорадиатор зализаны так, что их почти не видно. Тонкие и высокие стойки шасси придавали самолету изящность и как бы подчеркивали его стремительность. По внешнему виду самолет резко отличался от всех существовавших тогда истребителей, и были основания предполагать, что его данные будут высокими».

 Но для этого пришлось немало поработать и испытателям, и работникам КБ. Поначалу не все ладилось: то перегревался двигатель, то отказывала система управления закрылками, то не срабатывало оружие. После первых полетов определился длинный перечень дефектов, однако достоинств у машины оказалось больше. По мнению испытателей, именно такой самолет был нужен фронту. Вот что рассказывал впоследствии об этом периоде ведущий инженер по испытаниям А. Н. Фролов: «…Очень хороша и перспективна была машина, да и недостатки не ах какие сложные. За «лавочкинв» болел весь завод, поэтому работали, не считаясь ни с чем И самолет дали. А вообще очень волновались — самолет-то одии-единствеииый. недостроенный дублер стоит на железнодорожной платформе. Если что случится — все! Не будет отличного истребителя. Но полеты прошли как надо, даже на штопор испытали. Уложились в пять летных дней. А отчет я уже дописывал, когда в Москву летепи…»

 Надо сказать, что практически все авиационные КБ предпринимали попытки использовать на своих самолетах прекрасный двигатель конструкции А. Д. Швецова. С М-82 испытывались варианты МиГ-3, Пе-2, Ил-2, Як-7, Пе-8 и некоторые другие самолеты. Однако истинного единства планера и мотора смогли достичь только в КБ С. А. Лавочкина.

 Вскоре завод выпустил первые серийные Ла-5. Технологи быстро отладили производство новой машины, поскольку при ее разработке конструкторы стремились сохранить преемственность нового самолета с предшественником — ЛаГГ-3.

 Летом 1942 г. бригада наркомата авиационной промышленности во главе с начальником сборочного цеха, где строились Ла-5, вылетела на Сталинградский фронт для проведения фронтовых испытаний, которые оказались весьма успешными. Вскоре на завод пришло письмо, в котором летчики-гвардейцы сообщали, что только за месяц их полк в воздушных боях уничтожил 47 вражеских самолетов, не потеряв при этом ни одного своего.

 Правительство высоко оценило труд создателей истребителя. В 1943 г. главному конструктору С. А. Лавочкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 Началась активная пора в жизни самолета. Фронт получал тысячи прекрасных машин, выпускаемых уже несколькими заводами. Но С. А. Лавочкин совместно с аэродинамиками и мотористами продолжал совершенствовать летные качества своего питомца.

 Большие надежды возлагались на форсирование двигателя. Для этого специалисты из КБ А. Д. Швецова решили применить систему непосредственного впрыска топлива в цилиндры двигателя, использовав для этого насосы высокого давления и распылители.

 Новый двигатель с индексом М-82ФН (или АШ-82ФН) развивал мощность 1850 л. е., что позволяло самолету на боевой высоте достигать скорости 634 км/ч.

  Дальнейшим развитием Ла-5ФН стал Ла-7 — лучший из воевавших советских поршневых истребителей. На машине этого типа закончил войну легендарный ас трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Большая энерговооруженность, маневренность, высокая скорость, мощное трехпушечное вооружение, надежность и живучесть, а также простота управления и обслуживания — вот что принесло успех и заслуженную славу истребителю Лв-7 и его конструктору.

А всего за годы войны было выпущено 10 000 истребителей Ла-5 и 5735 — Ла-7.