-
Угловое положение самолета относительно плоскости горизонта
характеризуется углами крена у и тангажа в1, а в плоскости горизонта — углом
рыскания гр. Изменения этого положения оцениваются угловыми скоростями и
ускорениями, которые являются первой и второй производной угловых координат по
времени.
Для измерения угловых положений, скоростей и ускорений
используются гироскопические приборы и датчики. Они позволяют визуально
определять величины интересующих летный состав параметров, а также вводить эти
данные в виде электрических сигналов в автоматические или полуавтоматические
системы управления и навигации.
Прежде чем описывать устройства измерителей, познакомимся в
общих чертах с основами теории гироскопов.
Гироскоп представляет собой быстровращающееся твердое тело
(ротор), имеющее одну неподвижную точку и две или три степени свободы в
пространстве.
На смотреть статью под номером 10.23 показано схематическое
устройство гироскопа с тремя степенями свободы...
-
В зависимости от принципа, положенного в основу работы
датчиков, курсовые приборы и системы подразделяются на магнитные, индукционные,
астрономические и радиотехнические.
Магнитные компасы. Принцип действия магнитных компасов
основан па свойстве свободно подвешенного магнита устанавливаться своей осью
вдоль вектора результирующего магнитного поля Земли, т. е...
-
Комбинированные указатели скорости. Измерение истинной
воздушной Уист и приборной (индикаторной) Vnp {Vt) скоростей осуществляется
анероидноманометрическими приборами.
Комбинированный указатель скорости типа КУС (смотреть статью
под номером 10.8) устроен следующим образом. Внутри герметического корпуса
размещены манометрическая 6 и анероидная 5 коробки...
-
Барометрические высотомеры и датчики измеряют абсолютную и
относительную высоту полета. Их принцип действия основан на измерении
статического атмосферного давления среды, которая измеряется по
гипсометрическим законам:
для высот до 11 ООО м где Ро, р1Ъ рн.— давление у
поверхности земли, на высоте 11 ООО м и на измеряемой высоте соответственно;
Т0, Тп — абсолютная температура у земли и на высоте 11 ООО м; R — газовая
постоянная воздуха; т — температурный градиент, т. е...
-
Конечной целью полета является вывод самолета в расчетную
точку пространства относительно земной поверхности, которая характеризуется
высотой и географическими координатами: широтой ф и долготой %, измеряемыми от
экватора и начального меридиана земли.
В зависимости от базы отсчета высоты подразделяют (смотреть
статью под номером 10.1) на:
— абсолютную
высоту (Яабс), отсчитываемую от уровня Мирового океана при атмосферном давлении
101,3 кПа (760 мм рт. ст.) и температуре среды 15° С;
— относительную
высоту (Яотп), измеряемую относительно поверхности, над которой известно
атмосферное давление;
— истинную
высоту (Яист), измеряемую относительно точки на поверхности, над которой в
данный момент пролетает самолет.
Широта и долгота измеряются либо астрономическими приборами,
либо счислением пройденного пути вдоль меридиана и параллели.
Абсолютная и относительная высоты измеряются
барометрическими приборами, истинная высота — радиовысотомерами.
Полет самолета можно представить как сложное движение
твердого тела в пространстве, которое состоит из поступательного движения
центра масс по определенной траектории и его углового движения относительно
центра масс (смотреть статью под номером 10.2). Измеренные параметры движения
используются как для визуального контроля за режимом полета, так и для работы
полуавтоматических и автоматических систем управления самолетом.
К параметрам поступательного движения центра масс самолета
относятся: скорость полета, его курс, углы относительно вектора скорости и
линейные ускорения вдоль траектории.
Самолет под действием тяги двигателей перемещается
относительно воздушной среды со скоростью Уист, которая называется истинной
воздушной скоростью полета...