
 
  	
 
    
    
- 
Угловое положение самолета относительно плоскости горизонта
 характеризуется углами крена у и тангажа в1, а в плоскости горизонта — углом
 рыскания гр. Изменения этого положения оцениваются угловыми скоростями и
 ускорениями, которые являются первой и второй производной угловых координат по
 времени.
Для измерения угловых положений, скоростей и ускорений
 используются гироскопические приборы и датчики. Они позволяют визуально
 определять величины интересующих летный состав параметров, а также вводить эти
 данные в виде электрических сигналов в автоматические или полуавтоматические
 системы управления и навигации.
Прежде чем описывать устройства измерителей, познакомимся в
 общих чертах с основами теории гироскопов.
Гироскоп представляет собой быстровращающееся твердое тело
 (ротор), имеющее одну неподвижную точку и две или три степени свободы в
 пространстве.
На смотреть статью под номером 10.23 показано схематическое
 устройство гироскопа с тремя степенями свободы...
 
- 
В зависимости от принципа, положенного в основу работы
 датчиков, курсовые приборы и системы подразделяются на магнитные, индукционные,
 астрономические и радиотехнические.
Магнитные компасы. Принцип действия магнитных компасов
 основан па свойстве свободно подвешенного магнита устанавливаться своей осью
 вдоль вектора результирующего магнитного поля Земли, т. е...
 
- 
Комбинированные указатели скорости. Измерение истинной
 воздушной Уист и приборной (индикаторной) Vnp {Vt) скоростей осуществляется
 анероидноманометрическими приборами.
 
Комбинированный указатель скорости типа КУС (смотреть статью
 под номером 10.8) устроен следующим образом. Внутри герметического корпуса
 размещены манометрическая 6 и анероидная 5 коробки...
 
- 
Барометрические высотомеры и датчики измеряют абсолютную и
 относительную высоту полета. Их принцип действия основан на измерении
 статического атмосферного давления среды, которая измеряется по
 гипсометрическим законам:
для высот до 11 ООО м где Ро, р1Ъ рн.— давление у
 поверхности земли, на высоте 11 ООО м и на измеряемой высоте соответственно;
 Т0, Тп — абсолютная температура у земли и на высоте 11 ООО м; R — газовая
 постоянная воздуха; т — температурный градиент, т. е...
 
- 
Конечной целью полета является вывод самолета в расчетную
 точку пространства относительно земной поверхности, которая характеризуется
 высотой и географическими координатами: широтой ф и долготой %, измеряемыми от
 экватора и начального меридиана земли.
В зависимости от базы отсчета высоты подразделяют (смотреть
 статью под номером 10.1) на:
—           абсолютную
 высоту (Яабс), отсчитываемую от уровня Мирового океана при атмосферном давлении
 101,3 кПа (760 мм рт. ст.) и температуре среды 15° С;
—           относительную
 высоту (Яотп), измеряемую относительно поверхности, над которой известно
 атмосферное давление;
—           истинную
 высоту (Яист), измеряемую относительно точки на поверхности, над которой в
 данный момент пролетает самолет.
Широта и долгота измеряются либо астрономическими приборами,
 либо счислением пройденного пути вдоль меридиана и параллели.
Абсолютная и относительная высоты измеряются
 барометрическими приборами, истинная высота — радиовысотомерами.
Полет самолета можно представить как сложное движение
 твердого тела в пространстве, которое состоит из поступательного движения
 центра масс по определенной траектории и его углового движения относительно
 центра масс (смотреть статью под номером 10.2). Измеренные параметры движения
 используются как для визуального контроля за режимом полета, так и для работы
 полуавтоматических и автоматических систем управления самолетом.
К параметрам поступательного движения центра масс самолета
 относятся: скорость полета, его курс, углы относительно вектора скорости и
 линейные ускорения вдоль траектории.
Самолет под действием тяги двигателей перемещается
 относительно воздушной среды со скоростью Уист, которая называется истинной
 воздушной скоростью полета...