Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

11.2. Курсовые системы

Ни один из вышерассмотренных курсовых приборов вследствие присущих им недостатков не в состоянии обеспечить точное измерение курса в любых условиях полета. Поэтому для повышения мобильности и точности его определения разработаны и нашли практическое применение единые курсовые системы. При создании таких систем удалось в какойто мере скомпенсировать недостатки достоинствами различных по принципу действия измерителей курса благодаря их рациональному синтезу.

Современная курсовая система представляет собой комплекс гироскопического, магнитного и астрономического датчиков, которые позволяют с достаточной точностью измерять и выдавать сигналы курса на указатели и другие устройства для решения пилотажных и навигационных задач. Использование одних и тех же указателей и простота перевода системы из одного режима в другой — еще одно преимущество комплексирования.

В зависимости от географического района полета, времени суток, метеорологических условий, уровня естественных или искусственно созданных помех курсовая система типа КС (смотреть статью под номером 11.2) может работать в режиме гирополукомпаса (ГПК) и в режимах магнитной (МК) или астрономической (АК) коррекции. Для работы на каждый из них система переключается с пульта управления переключателем П1.

Датчиком системы является гироагрегат ГА. Его чувствительным элементом служит астатический гироскоп с тремя степенями свободы. Для удержания главной оси ротора в горизонтальном положении используется система горизонтальной коррекции, которая для уменьшения послевиражных погрешностей отключается гироскопическим выключателем коррекции ВК53РБ.

С целью исключения креповых погрешностей гироскоп установлен в дополнительной раме. Ее вертикальное положение контролируется центральной гировертикалью ЦГВ, и в случае ухода рамы из вертикали по сигналам рассогласования у она восстанавливается следящей системой в исходное положение.

Поскольку гироскопу свойственен «кажущийся» уход его оси, который зависит от широты ср местности, для исключения этого явления применена система азимутальной коррекции. Управление этой системой осуществляется с пульта управления рукояткой задатчика широты.

Таким образом, независимо от положения самолета и координат местности главная ось гироагрегата оказывается стабилизированной в горизонтальной плоскости и удерживается в азимуте.

В режиме ГПК сигнал курса посредством двухканальной сельсинной передачи с ГА передается на центральный указатель штурмана УШ, где трансформируется в поворот его шкалы относительно неподвижного индекса. В свою очередь этот указатель выдает сигналы курса указателям УК и УГР. Наличие в нем сельсиновприемников от автоматических радиокомпасов АРК позволяет измерять курсовые углы радиостанций по повороту стрелок относительно шкалы. Введение магнитного склонения А, осуществляется кремальерой.

Для уменьшения накопления ошибки в измерении курса с течением времени необходимо периодически осуществлять коррекцию от магнитного или астрономического компаса.

В режиме МК датчиком компасного курса служит индукционный датчик ИД. Сигнал, пропорциональный этому курсу, поступает в коррекционный механизм КМ, где компенсируется девиация Ак и вводится условное магнитное склонение Аму. Откорректированный сигнал, пропорциональный магнитному курсу с помощью сельсинной передачи, подается на гироагрегат. С его сельсинов осредненное значение гиромагнитного курса поступает на указатели.

 

В режиме астрономической коррекции уход гироскопа ГА корректируется от астрокомпаса ДАКДБ через переходной блок Д62.

Особенность магнитной и астрономической коррекции гироагрегата заключается в том, что уход оси гироскопа в азимуте устраняется не силовым воздействием на гироскоп, а доворотом статора сельсинадатчика относительно ротора на такой же угол. В результате этого гироагрегат выполняет функцию осреднителя погрешностей магнитного и астрономического компасов.

При значительном рассогласовании между гироагрегатом и индукционным датчиком или астрокомпасом используется кнопка согласования КС на пульте управления, нажатием на нее обеспечивается уменьшение передаточного отношения редукторов отрабатывающих двигателей следящей системы и как результат — увеличение скорости согласования системы.

Резервирование системы благодаря запасному гироагрегату позволяет повысить ее надежность. В этой комплектации имеется вспомогательный двухстрелочный указатель УТР, который постоянно показывает гиромагнитный курс стрелкой с индексом «Г» и астрономический курс стрелкой с индексом «А». Кроме того, он используется для измерения уходов оси гироскопа, девиации и склонения при их корректировке.

Погрешность комплекта системы КС6 в определении магнитного курса составляет не более 2° и в определении КУР не более 1,5°.

В курсовых системах повышенной точности типа ТКС эти погрешности значительно ниже.

 






Состав керамзитобетонных www.blokprom.ru.