11.3. Радиотехнические системы ближней навигации и посадкиКомплекс бортового и наземного оборудования позволяет измерять наклонную дальность и азимут самолета относительно наземного маяка, а также определять его угловое отклонение от заданной посадочной глиссады. Показания этих параметров могут быть выданы не только на соответствующие указатели, но также в навигационный вычислитель и в систему автоматического управления самолетом. Система РСБН может работать в режимах «Навигация», «Посадка» и «Навигация —посадка». Рассмотрим работу РСБН в режиме «Навигация». В основу навигации средствами РСБН положено измерение координат самолета в полярной системе. Ее полюсом служит географически привязанная радиотехническая точка, в которой размещены дальномерный и азимутальный радиомаяки. Положение самолета определяется наклонной дальностью Д относительно маяка и азимутом А (смотреть статью под номером 11.3, а). Дальность измеряется при совместной работе бортового дальномерного канала системы и наземного дальномерного маяка. Измерение основано на принципе активной радиолокации с активным ответом. Принятые бортовой аппаратурой азимутальный сигнал и серии опорных импульсов после усиления поступают в блок измерения азимута. Значение азимута определяется подсчетом двоичным счетчиком числа счетных импульсов от момента совпадения импульсов «35» и «36» до прихода азимутального сигнала от вращающейся антенны в момент, когда эта антенна направлена на самолет. Количество импульсов, пропорциональное азимуту самолета, преобразуется в постоянный ток, который затем поступает в ППДА. Стрелка прибора, перемещаясь относительно шкалы, указывает азимут с точностью ±0,25°. При пропадании импульсов северного совпадения или азимутального сигнала аппаратура переключается в режим поиска. Возврат к режиму слежения происходит только после приема подряд не менее двух импульсов северного совпадения и двух азимутальных импульсов. Система РСБН позволяет совершать полеты по прямолинейному маршруту и по круговым орбитам. Необходимые исходные данные вводятся в счетнорешающее устройство, которое определяет отклонение текущих измеренных навигационных параметров от заданных и вырабатывает сигналы, отклоняющие стрелки навигационнопилотажного прибора (НПП). Этот прибор представляет собой двухстрелочный нульиндикатор. Задача пилота при пилотировании заключается в удержании стрелок этого прибора на пулевых значениях. При выполнении международных рейсов в качестве навигационнопосадочной аппаратуры используется бортовой комплекс «КурсМП1». Он обеспечивает решение навигационных задач при совместной работе с маяками системы ближней навигации VOR, а также выполнение предпосадочных маневров по международной системе ILS и применяемой в СССР системе СП50.
|