Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

11.4. Радиотехнические системы дальней навигации

Системы дальней навигации служат для самолетовождения на расстояниях максимальной дальности полета. Одной из них является разностнодальномерная (гиперболическая) система.

Принцип действия средневолновой гиперболической системы дальней навигации заключается в следующем. Наземные радиостанции А, Б и В (смотреть статью под номером 11.4) установлены друг от друга на расстояниях 500 . 700 км. Одна из них, например станция А, является ведущей, а две другие — ведомыми (ретрансляторами).

 

Для измерения этого времени на экране электроннолучевой трубки индикатора имеется шкала. Если полет совершается на постоянной высоте и при этом сохраняется постоянное время запаздывания во время прихода сигналов {At,), то линией положения самолета является линия равных разностей расстояний между точками А и Б, т. е. гипербола. Для определения местоположения самолета штурман производит аналогичный замер разности времени прихода сигналов от второй пары станций А и В и таким образом определяет вторую гиперболу. Точка Г пересечения двух гипербол указывает местоположение самолета в данное время.

Для оперативной работы штурмана при наземной подготовке на карте тушью различного цвета наносятся гиперболы для каждой пары станций с информацией о частоте повторения импульсов и разности времени их прихода в микросекундах.

В настоящее время для дальней навигации могут использоваться системы искусственных спутников Земли.