11.4. Радиотехнические системы дальней навигацииСистемы дальней навигации служат для самолетовождения на расстояниях максимальной дальности полета. Одной из них является разностнодальномерная (гиперболическая) система. Принцип действия средневолновой гиперболической системы дальней навигации заключается в следующем. Наземные радиостанции А, Б и В (смотреть статью под номером 11.4) установлены друг от друга на расстояниях 500 . 700 км. Одна из них, например станция А, является ведущей, а две другие — ведомыми (ретрансляторами). Для измерения этого времени на экране электроннолучевой трубки индикатора имеется шкала. Если полет совершается на постоянной высоте и при этом сохраняется постоянное время запаздывания во время прихода сигналов {At,), то линией положения самолета является линия равных разностей расстояний между точками А и Б, т. е. гипербола. Для определения местоположения самолета штурман производит аналогичный замер разности времени прихода сигналов от второй пары станций А и В и таким образом определяет вторую гиперболу. Точка Г пересечения двух гипербол указывает местоположение самолета в данное время. Для оперативной работы штурмана при наземной подготовке на карте тушью различного цвета наносятся гиперболы для каждой пары станций с информацией о частоте повторения импульсов и разности времени их прихода в микросекундах. В настоящее время для дальней навигации могут использоваться системы искусственных спутников Земли.
|