Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

11.7. Аппаратура даректорного пилотирования

Процесс пилотирования самолета и его стабилизации на заданной траектории по пилотажнонавигационным приборам и информационным указателям систем в условиях дефицита времени и загруженности представляет для пилотов сложную задачу. Это объясняется тем, что им приходится считывать информацию с большого количества приборов, осмысливать ее, принимать решение, а затем воздействовать на органы управления.

Стремление сократить число устанавливаемых указателей и разгрузить пилотов сведением необходимой информации к минимальному количеству привело к созданию системы аппаратуры директорного пилотирования. Эта система собирает потребную информацию от датчиков, автоматически ее обрабатывает, выполняет логическивычислительные операции и выдает командную информацию на обобщенные (интегральные) указатели. Такая система обеспечивает автоматизированный полет по заданной траектории, привод самолета в район аэродрома, построение предпосадочного маневра и инструментальный заход на посадку.

На смотреть статью под номером 11.11 представлена упрощенная структурная схема отечественной системы типа «Привод».

Источниками информации об углах крена у, тангажа f> и курса г|з самолета служат центральная гировертикаль ЦГВ и курсовая система КС. Отклонения АН, ек, ег, sA и Z самолета от заданной высоты, равносигнальных зон курсового, глиссадного и азимутального маяков, а также от заданной линии пути регистрируются высотным корректором KB, курсоглиссадной аппаратурой системы СП50 и бортовым оборудованием системы ближней навигации РСБН.

Подключение определенного типа бортового оборудования для совместной работы с системой осуществляется с пульта управления в соответствии с выполняемой задачей на данном этапе полета.

После обобщения поступающей информации и выполнения математикологических операций вычислитель выдает командные сигналы Аг и Дп на стрелки команднопилотажного (КПП) и навигационнопилотажного (НПП) приборов для управления продольным и боковым движениями самолета.

Задача пилота по управлению самолетом сводится к отклонению рулей по получаемым с приборов командам. Поскольку пилот освобождается от выполнения логических операций, пилотирование упрощается.

При совместной работе системы «Привод» с автопилотом поступающие с вычислителя командные сигналы используются также для автоматического управления полетом на маршруте и выполнения предпосадочного маневра по курсоглиссадной зонам излучений наземных маяков системы СП50.

Команднопилотажный прибор КПП, внешний вид которого показан на смотреть статью под номером 11.12, выполнен в виде указателя авиагоризонта.

При крене или отклонении продольной оси самолета от горизонтального положения происходит относительное перемещение силуэта самолета , шкалы кренов 4 и шкалы тангажа 2. Это позволяет летчику судить об истинном положении самолета в пространстве.

За силуэтом самолета находится вертикальная 3 и горизонтальная 9 командные планки управления боковым и продольным движением самолета. Вертикальная шкала с индексом 8 и горизонтальная шкала с индексом 13 показывают требуемые отклонения для сохранения заданной траектории.

При пилотировании самолета по КПП задача пилота сводится к тому, чтобы удержать командные планки в пределах центрального индекса 15. Удерживая их в этом положении, пилот обеспечит быстрое вписывание самолета в заданную траекторию и последующую стабилизацию на ней с достаточной точностью. В случае возникновения неисправности бокового или продольного каналов управления появляются флажкисигнализаторы 14 или 10 с индексами «К» (курс) или «Т» (тангаж).

Кроме того, в КПП смонтирован указатель скольжения 6, а за пределы передней панели выведены кнопкалампа 7 арретирования авиагоризонта и рукоятка 5 введения поправок в показания угла тангажа. В приборе предусмотрен режим «Отключено», при котором командные планки фиксируются, и он используется как обычный авиагоризонт.

Навигационнопилотажный прибор НПП (смотреть статью под номером 11.13) является также комбинированным прибором. Курс самолета отсчитывается по поворотной шкале 6 против неподвижного треугольного индекса, а стрелка 4 указывает по неподвижной шкале 3 курсовой угол радиостанции (КУР). Второй конец 12 этой стрелки определяет обратный радиопеленг по шкале 3 и пеленг самолета относительно приводной радиостанции по шкале курсов 6. Для упрощения отсчета начала разворота при заходе по прямоугольному маршруту заданный магнитный курс устанавливается пилотом по этой же шкале индексом 7, управляемым рукояткой 11.

В центральной части прибора смонтированы указатели  положения самолета относительно заданной траектории снижения и сигнализаторыбленкеры 9 неисправности наземных радиотехнических средств посадки и навигации по курсу или глиссаде.

Режимы работы комплекта устанавливаются на пульте управления переключателем с положениями: «Откл.» — отключено, «МК» — полет с заданным магнитным курсом, «Навиг.» — навигация по заданной траектории и «Заход» — заход на посадку с помощью системы РСБН или посадочных радиомаячных систем.