Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

3.3. Коммутационная аппаратура

Коммутационная аппаратура служит для управления агрегатами электрооборудования. В зависимости от способа управления она подразделяется на аппаратуру прямого, дистанционного, автоматического и программного управления.

Аппаратура прямого (ручного) управления применяется для коммутации цепей агрегатов, потребляемый ток в которых не превышает 35А. К этой группе аппаратуры относятся выключатели (смотреть статью под номером 3.4, а), переключатели (смотреть статью под номером 3.4, 6) и кнопки.

По конструктивному исполнению они подразделяются на одно, двух и трехполюсные, т.е. коммутирующие одновременно одну, две или три цепи и однополюсные многопозиционные.

По принципу работы выключатели и переключатели делятся на перекидные и нажимные. Перекидные выключатели и переключатели имеют фиксированные положения контактов 5 и рукоятки управления 1. Возврат их из фиксированного положения в исходное требует приложения обратного усилия. В нажимных выключателях и переключателях этот процесс обеспечивается кинематической схемой самовозврата после отпускания рукоятки оператором.

Недостатком аппаратуры прямого управления является возможность возникновения тянущейся дуги между контактами изза малой скорости их разъединения в момент выключения. В результате происходит процесс эрозии поверхностей контактных пар, что приводит к преждевременному выходу аппаратуры из строя и отказам в работе. Аппаратура дистанционного управления в значительной степени лишена этих недостатков. Она представляет собой электромагнитные коммутационные устройства, состоящие из контактной группы, электромагнита и рычажнопружинного механизма, который обеспечивает передачу движения якоря электромагнита к подвижному узлу контактной группы.

В зависимости от токовой нагрузки в цепи они подразделяются на реле и контакторы. Реле применяются для коммутации цепей с нагрузкой не выше 10 А, контакторы —для цепей с нагрузкой до 600 А. Управляющие обмотки реле и контакторов питаются от сети постоянного тока или через встроенный полупроводниковый выпрямитель при использовании сети переменного тока.

На самолетах применяются контакторы серии К, КМ (малогабаритные) и унифицированные коммутационные электромагнитные аппараты.

Условное обозначение унифицированных коммутационных аппаратов отражает их назначение и конструкцию. Так, первая буква обозначения указывает максимальное рабочее напряжение, на которое рассчитана обмотка ( Т—тридцать, С — сто, Д •—двести вольт), вторая буква указывает назначение аппарата (Д—детекторное реле, К — контактор, Н — реле напряжения, П — для сети переменного тока, Т — токовое реле). Третья буква Е, Д, С или Т означает единицы, десятки, сотни или тысячи ампер коммутируемого тока, число которых указывает цифра, стоящая на четвертом месте. Последующий пятый знак указывает число коммутируемых цепей, шестой — характеризует кинематику аппарата: О — выключатель с открытыми контактами, П — переключатель. Седьмой знак отражает режим работы: Д — длительный, К — кратковременный, И — импульсный. Восьмой знак указывает особенности конструкции: Т — теплостойкий; Г — герметичный, Д — всеклиматический.

Если в шифре аппарата имеется девятый знак, то восьмой знак определяет допустимую температуру окружающей среды: О . 60° С, 1 . +100° С, 2 . +200° С.

Поясним расшифровку унифицированного коммутационного аппарата на примере: которые с помощью платы 4 соединены с выводами 5. В результате замыкается управляемая силовая цепь потребителя.

При выключении контактора происходит быстрое размыкание контактов под действием пружины 8, и управляемая цепь обесточивается.

Обычно у контакторов якорь выполняется втяжным, у реле — поворотным.

Аппаратура программного управления осуществляет автоматическое включение, выключение или переключение управляемых цепей в зависимости от положения деталей управляемых агрегатов или по заданной программе. Для этой цели применяются концевые выключатели (смотреть статью под номером 3.6) и микровыключатели (смотреть статью под номером 3.7). Они монтируются в конструкциях механизмов и агрегатов самолета, а управляются механическим воздействием деталей этих механизмов на командный элемент.

 

На смотреть статью под номером 3.5 показана конструкция контактора. В момент включения выключателя управляющей цепи небольшой по величине ток проходит через зажимы выводов 1 по обмотке 7 электромагнита. Под действием образовавшегося магнитного поля сердечник 6 подвижного контакта 2 перемещается с большей скоростью вниз и практически мгновенно замыкает неподвижные контакты 3,