Авиация и самолёты
   
поиск по сайту

13.4. Высотное снаряжение

Высотное снаряжение предназначено для обеспечения членов экипажа кислородом и защиты от низкого атмосферного давления при полете в герметизированной и разгерметизированной кабине, а также при аварийном покидании и снижении на парашюте с высот более 15 ООО м. Совместно с кислородным оборудованием этим требованиям удовлетворяет индивидуальное высотное снаряжение в виде высотных компенсирующих костюмов в сочетании с кислородными масками при полетах не выше 18 ООО м или гермошлемами и высотными скафандрами.

Применение гермошлема увеличивает безопасную высоту выполняемых полетов до 30—40 км и создает удобства для работы человека, одновременно предохраняя его голову при катапультировании.

Высотный компенсирующий костюм (В К К), стационарный кислородный и парашютный приборы обычно объединяются в комплект кислородного оборудования типа ККО (смотреть статью под номером 13.6).

Высотный компенсирующий костюм создает внешнее механическое обжатие тела человека, в результате чего облегчается процесс дыхания и кровообращения, а также исключает возникновение декомпрессионных расстройств в организме. Он представляет собой комбинезон, который застегивается быстроразъемными замками, а затем с помощью шнуров подгоняется по конфигурации тела человека. На внешней поверхности костюма смонтировано натяжное устройство в виде резиновых трубок, подключаемых к объединенному разъему.

В случае разгерметизации кабины на больших высотах вначале заполняется кислородом натяжное устройство костюма, а затем происходит подача кислорода с избыточным давлением под маску или гермошлем и как результат — механическое обжатие тела с противодавлением, по величине примерно равным давлению газа в легких.

При катапультировании заполнение натяжного устройства кислородом осуществляется из дополнительного баллончика парашютного прибора.

Комплексное решение вопроса защиты экипажей при длительных полетах в разгерметизированных кабинах и в случае аварийного покидания самолета обеспечивается с помощью высотных скафандров. Они фактически представляют собой индивидуальные герметические кабины.

Скафандр, в отличие от компенсирующего костюма, обеспечивает создание равномерного противодавления на тело человека при нагнетании воздуха под избыточным давлением. Допустимая высота и продолжительность полета в скафандре практически не ограничены. Кроме того, он защищает человека не только от вредного воздействия атмосферы больших высот, но и от перегрева или переохлаждения, а также предохраняет его от динамического удара встречного потока воздуха при катапультировании и служит средством спасения при приводнении.

Как и герметические кабины, скафандры подразделяются на атмосферные (вентиляционные) и автономные, а в зависимости от способа подачи кислорода для дыхания — на масочные и безмасочные.

В масочном скафандре кислород подается только под маску, в результате чего его расход меньший, чем при использовании безмасочного скафандра. Поскольку выдыхаемые газы не попадают на остекление гермошлема, уменьшается его запотевание. Кроме того, в случае нарушения герметичности шлема имеется возможность продолжать полет с кислородной маской. Однакокислородная маска стесняет движение головы и раздражает кожу лица.

На смотреть статью под номером 13.7 показана схема питания масочного скафандра. Скафандр конструктивно состоит из герметичной оболочки, гермошлема и герметизированных перчаток и сапог.

Для обеспечения необходимой прочности, газонепроницаемости и озоностойкости оболочка в виде комбинезона изготовляется из прорезиненного синтетического материала. Алюминирование его наружной поверхности обеспечивает его защиту от механических повреждений и отражение тепловых лучей. Подвижность комбинезона в местах расположения суставов человека достигается мягкими шарнирами в виде гофров или специальными подшипниковыми сочленениями.

С целью обеспечения достаточного сектора обзора передней и боковых полусфер гермошлем снабжен прозрачным щитком с высокими механическими и оптическими свойствами.

Вентиляция внутреннего объема скафандра осуществляется воздухом из системы кондиционирования или от специальной системы вентиляции. Воздух по трубкам 4 поступает в различные места внутренней полости комбинезона, в перчатки и сапоги. Регулятор давления 5, оттарированный на заданный перепад давлений, предохраняет человека от случайного его повышения под оболочкой скафандра и при совместной работе с клапанами выпуска стравливает отработанный воздух. Этим обеспечивается его необходимый обмен. Кислород из стационарного прибора 7 поступает по шлангам через объединенный разъем 12 под маску 1. При аварийном покидании самолета питание человека кислородом обеспечивается из парашютного прибора 6.

Контроль работоспособности кислородной и воздушной систем питания осуществляется по кислородному индикатору 8, указателю «высоты» в скафандре 9 и указателю расхода воздуха 10.

Скафандры автономного типа обычно выполняются в безмасочном варианте и находят наиболее широкое применение в космонавтике.