Авиация и самолёты
   
поиск по сайту
  • 7.5. Защита радиооборудования от помех

    Сверхдлинные и длинные волны благодаря присущим им свойствам огибать земную поверхность и неровности на ней (явление дифракции) позволяют осуществлять связь на больших дальностях. Однако при этом необходима значительная мощность передатчика и громоздкие антенны, что исключает их практическое применение для авиационной радиосвязи. Средние волны распространяются как поверхностным, так пространственным лучом, и поэтому характер их распространения зависит от времени "года и суток. Днем распространяются только поверхностные волны, так как пространственные волны почти полностью поглощаются в ионосфере...

  • 7.4. Распространение радиоволн

    Распространение электромагнитных волн — это сложный процесс их взаимодействия с окружающей средой. Поскольку этот процесс происходит в атмосфере, для решения практических задач целевого использования радиоаппаратуры исключительно важным является знание состава и особенностей строения атмосферы. Атмосфера представляет собой окружающую Землю газообразную среду толщиной около 1000 км. Ее нижний, околоземный слой, называемый тропосферой, простирается до высоты порядка 15 км и сосредоточивает в себе более 80% общей массы атмосферы...

  • 7.3. Излучение и прием радиоволн

    Возбуждение электромагнитных волн в пространстве осуществляется с помощью передающих антенн. Они преобразуют электрические колебания высокой частоты, вырабатываемые передатчиком, в электромагнитные волны (радиоволны). При приеме радиосигналов происходит обратный процесс преобразования электромагнитных волн в электрические колебания с помощью приемной антенны и радиоприемного устройства. Обратимость процессов, происходящих в антеннах при излучении и приеме, позволяет использовать одну и ту же антенну для реализации обоих режимов ее работы. Рассмотрим физическую сущность процесса излучения электромагнитной энергии. При работе замкнутого колебательного контура электрическое поле сосредоточивается главным образом в небольшом пространстве между обкладками конденсатора, а магнитное поле образуется вокруг катушки индуктивности на малом расстоянии от нее. Поэтому'лишь незначительная часть энергии излучается в окружающее пространство, что не позволяет практически использовать такой контур в качестве излучателя электромагнитной энергии...

  • 7.2. Генерирование электрических колебаний

    Генерирование незатухающих электрических колебаний необходимой частоты и формы осуществляется с помощью генераторов с самовозбуждением, называемых задающими генераторами или автогенераторами. В современных радиоэлектронных устройствах применяется большое количество разновидностей автогенераторов. Вместе с тем каждый из них состоит из источника электрической энергии, усилительного прибора (электронная лампа или транзистор), колебательной системы и цепи обратной связи (индуктивная, емкостная или другого вида). Рассмотрим принцип действия лампового автогенератора с последовательным анодным питанием и индуктивной обратной связью (смотреть статью под номером 7.6, а). При подключении автогенератора к источнику питания в анодной цепи триода протекает постоянный ток, который заряжает конденсатор Ск колебательного контура...

  • 7.1. Колебательные системы

    Одним из важнейших элементов любого радиотехнического устройства являются колебательные системы. Они служат для создания электрических колебаний, их усиления, излучения электромагнитной энергии в пространство и выделения колебаний определенной частоты при приеме. В радиотехнических устройствах, которые работают на частотах, ниже сверхвысоких, в качестве такой системы используется колебательный контур, представляющий собой замкнутую электрическую цепь, состоящую из конденсатора С и катушки индуктивности L. Подобный контур получил наименование колебательного контура с сосредоточенными постоянными. Рассмотрим работу идеального колебательного контура, т...

  • Радиоэлектронное оборудование самолетов

    Современный самолет оборудован комплексом радиотехнических устройств, которые обеспечивают решение широкого круга поставленных задач. В зависимости от назначения эти устройства можно объединить в группы радиосвязного, радионавигационного, радиолокационного и радиотелеметрического оборудования. Радиосвязное оборудование предназначено для обеспечения двухсторонней внешней связи между экипажами нескольких самолетов в полете и с наземными пунктами управления воздушным движением, двухсторонней внутрисамолетной связи между членами экипажа и передачи необходимой информации пассажирам самолета. Радионавигационное оборудование обеспечивает решение комплекса навигационных задач, а также посадку самолета в сложных метеорологических и ночных условиях. Радиолокационное оборудование используется для повышения Гезопасности выполняемых полетов, определения координат различных наземных, наводных и воздушных объектов, их государственной принадлежности и т. д. Радиотелеметрическое оборудование позволяет передать на борт самолета командную и получать контрольную информацию с самолета. Как видно, на современном самолете размещено значительное коли шство радиоизлучающей аппаратуры...